Войти в почту

Наталья Бондарчук: Дети снимают более интересные фильмы, чем взрослые

В интервью "Вечерней Москве" Бондарчук объясняет, почему киношколы, основанные на опыте российского кино и театра, востребованы за рубежом. В воскресенье, 22 июля, режиссер, актриса и педагог Наталья Бондарчук вернулась из Ирландии в Москву со второго Международного фестиваля киношкол имени Сергея Бондарчука. Там же состоялась мировая премьера ее нового фильма "Красная шапочка. Онлайн". В разных странах Наталья Сергеевна открыла и продолжает открывать уникальные киношколы имени своего отца - выдающегося режиссера, актера Сергея Бондарчука, и планирует это сделать в Америке, вместе с актером, педагогом Владом Новицким. В интервью "Вечерней Москве" Наталья Бондарчук объясняет, почему киношколы, основанные на опыте российского кино и театра, востребованы за рубежом. - Наталья Сергеевна, ваш отец - Сергей Федорович Бондарчук , будучи обладателем самых престижных наград, в частности, американской киноакадемии "Оскар", видел перспективы в совместном с западом кинопроизводстве, и с удовольствием сотрудничал с зарубежными продюсерами и актерами. Причем все это было при "железном занавесе". Вы, создавая в мире киношколы имени Сергея Бондарчука, продолжаете его начинания? - Сергей Федорович считал, что "кино - массовое и серьезное искусство, которое, прежде всего, должно служить обогащению духовного мира людей и укреплять мир". Папа говорил, что "кино - это хлеб насущный". Мой учитель Сергей Герасимов утверждал, что "обучать на киноактера нужно также же рано, как обучают артистов балета, - с раннего возраста". Этому совету я следовала в своем детском театре "Бемби", которому уже более 30 лет. Замечу, что из театра вышла плеяда замечательных артистов. При нынешнем кризисе детского отечественного кинематографа, о котором говорится со всех трибун, только нет реальной финансовой поддержки, я подумала: "Почему бы не открывать киношколы, чтобы готовить будущих режиссеров детского кино, сценаристов, операторов?". Одна из первых стран, поддержавшая мое начинание, - Франция. 30 мая 2017 года, в Париже, в российском духовном центре, с оператором Марией Соловьевой мы провели первое занятие нашей киношколы имени Сергея Бондарчука. В настоящее время мы открыли 11 киношкол как в России, так и за рубежом. - Какие дети на Западе обучаются в киношколах Сергея Бондарчука? Известно, что Франция - родина кинематографа, и вряд ли там есть недостаток в своих киношколах? - В киношколах имени Сергея Бондарчука в основном учатся так называемые "билингвы". У этих детей кто-то из родителей, в основном, мамы - русский. "Билингвы" говорят на нескольких языках и хотят больше знать о культуре России, поскольку в них течет русская кровь. Театральных студий с русским направлением в мире много. а вот киношкол не было. - На каком языке вы ведете уроки в киношколах за рубежом? - На русском. Но если ребенок не понимает, то общаюсь с ним на английском. Как правило, английский все знают. Я тоже окончила английскую спецшколу, и владею английским языком. Хочу отметить, что я не стала бы организовывать киношколы, если бы у меня не было оператора Маши Соловьевой. Киношкола без хорошего оператора-педагога - немыслима. С первых дней занятий дети уже снимают фильмы, и опытный оператор, большой профессионал, должен им рассказывать - как это делать правильно, чтобы потом, выбрав кино своей профессией, не работать над ошибками. - Вы считаете, что можно снять хороший фильм на мобильный телефон? - Конечно. Причем в мобильный телефон можно закачать программы, чтобы тут же монтировать фильм. Признаюсь, я сама это все попробовала: сняла фильм на мобильный телефон, там же его смонтировала и наложила музыку. С тех пор снимаю мини-фильмы и выкладываю их в социальные сети. Очень жаль, что таких технологий не было во времена Андрея Тарковского. Сколько бы было снято интимных, симпатичных историй, которые бы много интересного рассказали о великом режиссере. Если вернуться в наше время, то новые технологии позволяют снимать фильмы, когда нет больших бюджетов для полного метра, а снимать хочется, и снимать необходимо, чтобы не утратить профессионализм. - Наталья Сергеевна, а вы сами монтируете свои фильмы? - Я, как и мой папа, участвую в монтаже самым активным образом. Но так делают далеко не все режиссеры. Когда мой отец встречался в Америке в Фрэнсисом Копполой, тот сказал: "Приглашаю посмотреть мой новый фильм "Апокалипсис", который я сам увижу впервые". Сергей Федорович был очень удивлен: "Как впервые? А кто же монтировал?". Насколько я знаю, Андрей Кончаловский тоже не монтирует свои фильмы. Мой папа, как и Андрей Тарковский не пропускали ни одной склейки без их взгляда. В киношколе Сергея Бондарчука мы учим и монтировать, и смотреть на кино глазами художника, творца, то есть снимать авторское кино. Не могу не сказать о том, что дети снимают иначе, чем взрослые, и зачастую намного интереснее, оригинальнее. Ребенок в отличие от взрослого каждый раз удивляется тому, что он видит и что снимает, а взрослые с годами утрачивают это чувство - искреннего удивления, восхищения, радости, любопытства. К тому же кино - альтернатива вредным компьютерным играм. Когда я вижу, что ребенок играет в эти игры, хочу сказать: "Как же можно не ценить самое лучшее время своей жизни, не гулять, не видеть природу, а сидеть, уткнувшись в экран и видеть жутких монстров?". Для меня мир компьютерных игр - катастрофа. - Наталья Сергеевна, молодой и перспективный актер Влад Новицкий, который сыграл Кая в вашем фильме "Тайна снежной королевы" планирует при вашем участии создать в Америке киношколу. Окажете ли вы ему поддержку? - Да, я поддерживаю Влада и считаю, что у него все получится. В настоящее время Влад занимается поиском оператора, который будет ему помогать заниматься педагогической деятельностью в киношколе Сергея Бондарчука так, как мне помогает Маша Соловьева. Насколько я знаю, он ведет переговоры с несколькими талантливыми операторами, которые приехали в Америку из России и успешно там работают. - Ваша школа в Ирландии как начиналась? - Любопытно, что первый фильм, который сняли мои ученики в Ирландии, - это сказка Чуковского "Муха-цокотуха". Причем некоторые дети сняли фильм на русском языке по Чуковскому, но в России никогда не были, и это удивительно. Признаюсь, я не ожидала, что это наши идеи будут так подхвачены в мире. - Насколько Влад Новицкий хороший актер, чтобы преподавать актерское мастерство в киношколе в Америке? - Влад подает большие надежды. Он очень хорошо сыграл Кая в моем фильме "Сказка Снежной королевы". Я всей душой поддержу Влада, если он найдет в США единомышленников. Он очень коммуникабельный и умный молодой человек, и у него все получится. - В каких странах открыты киношколы Сергея Бондарчука? - Три школы - в Испании, одна - в Ирландии, одна - на Мальте, одна - в Италии, две школы - в Крыму, школа в Томске. В каждой школе у нас есть помощники, которые делают большую подготовительную работу. Проводят репетиции, подбирают натуру, костюмы, помогают детям писать режиссерские сценарии. - Наталья Сергеевна, каким образом вы выбираете места для киношкол? - Я подбираю не места, а людей, с которые работаю. Все зависит от команды. В Ирландии я открыла киношколу после знакомства на Пушкинских днях с Анастасией Маккейб. Анастасия - лидер движения скаутов в Ирландии, опять таки с русскоязычными детьми. Вряд ли бы у нас все это получилось, если бы не поддержка правительства Москвы. В частности фестивали работ киношкол Сергея Бондарчука мы проводим на Западе при поддержке правительства Москвы. Первый кинофестиваль прошел в Генуе, а второй только что завершился в Ирландии. - Чем отличается преподавание в киношколе Сергея Бондарчука от других киношкол? - Мы проводим обучение по специальной авторской программе, включающей мой опыт режиссера, актрисы, сценариста и опыт моих родителей - Сергея Федоровича Бондарчука и народной артистки СССР Инны Владимировны Макаровой, который они мне передали. Мы даем образование в области кино по нескольким специальностям: режиссера, режиссера по монтажу, сценариста, оператора, актера. Обучение ведут мастера, профессионалы, люди с именем и с опытом. Показываем детям фильмы наших классиков, включая фильмы Сергея Бондарчука, Сергея Герасимова, Марлена Хуциева и других классиков. В каждой киношколе работают люди творческие, которые любят и знают толк в киноискусстве.

Наталья Бондарчук: Дети снимают более интересные фильмы, чем взрослые
© Вечерняя Москва