Тим Бертон (Tim Burton)
Детство Тимоти Бертон появился на свет 25 августа 1958 года в городке Бербанк, штат Калифорния. Мать Джин имела свой магазин подарков, а отец – в прошлом бейсболист, работал в местном парке. Тим, подобно другим известным режиссерам, с раннего детства проявлял большой интерес к искусству создания различных фильмов. Так, он часто делал снимки, которые впоследствии объединял в покадровую анимацию (кстати, страсть к кукольным мультикам осталась с ним на всю жизнь). Восьмимиллиметровая камера, которая использовались большинством американских семей для съемок разных торжеств, была любимой игрушкой Тима. Кино еще тогда стало для Тима чем-то совершенно особенным, оно буквально завораживало его возможностью попасть в кардинально другой мир, в котором все по иному, где все возможно. Юный Бертон обожал фильмы о монстрах, про Франкенштейна и Годзиллу, он мог ходить на одну картину десятки раз, раз за разом стараясь чувствовать волшебное ощущение причастности к магии кино. В общем, мальчик рос замкнутой, меланхоличной личностью. Весь окружающий мир будто бы заключался внутри него, нередко прорываясь наружу под видом причудливых картин, он рисовал их десятками. В школе мальчик учился так себе, но в целом казался добрым, пусть и очень застенчивым юношей. Возможно — немного странноватым. Позже Тим перенесет свой образ изгоя-меланхолика на тысячи экранов со всего мира и станет любимым творцом миллионов зрителей. В 1976 году Бёртон покинул свой неуютный городок и отправился в Санта-Клариту – калифорнийский город, где располагался институт искусств, основанный Уолтом Диснеем. Здесь будущий режиссёр и мультипликатор постигал азы и тонкости профессии. В 1979 году юношу приняли в студию Дисней, где он несколько лет работал аниматором и дизайнером мультипликационных персонажей. Карьера В 1982-м году на диснеевской студии был снят шестиминутный мультфильм «Винсент», который стал дебютной работой молодого режиссера. Двумя годами позже Тим представил администрации Диснея свою вторую работу – анимационный фильм «Франкенвини», который, однако, не был принят именитыми продюсерами с пометкой «не соответствует имиджу киностудии». Режиссеру предложили несколько других работ, но отказываться от собранного материала Тим не собирался. Несколько промо-копий мультфильма были разосланы по всем американским студиями в радиусе двух штатов. И уже в скором времени подобный отчаянный шаг принес свои плоды: незаурядным проектом заинтересовался известный комик Пол Рубенс, поручивший молодому режиссеру снять полнометражный кинофильм «Большое приключение Пи-Ви». Работа оказалась удачной, и уже в некоторое время спустя режиссер стал работать над другими проектами. Стоит отметить, что лента про приключения Пи-Ви стала первой работой мастера, в которой впервые проявились черты его фирменного стиля, построенного на мрачных образах и черном юморе. Впоследствии данный почерк проявится в полном мере в таких лентах как «Битлджус» и «Бэтмен». В какой-то мере именно эти работы открыли молодому Тиму Бертону дорогу в мир голливудских блокбастеров. В этот период Тим снимает фильм-сказку «Аладдин и его волшебная лампа» и детективный фильм ужасов «Горшок». В 1988 году на экраны выходит фильм ужасов с элементами мистики «Битлджус», вошедший в 500 лучших «ужастиков» мира. Картина получила «Оскар» за лучший грим. В следующие 2 года зрители увидели новые творения от Тима Бёртона, которые принесли ему мировую славу. Это «Бэтмен» и «Бэтмен возвращается». Названные фильмы положили начало возрождению «бэтменианы» в кинематографе и создали славу режиссёру, как лучшему создателю голливудских блокбастеров. А в 1990-м вышел следующий знаковый проект Тима, названный «Эдвард Руки-ножницы». В нем Тим впервые сотрудничал с Джонни Деппом. Кроме того, была опять приглашена Вайнона Райдер и кумир Тима, Винсент Прайс. Многие уверены, что история странного парня-изгоя во многом автобиографична, то есть — Бертон показал в образе Эдварда самого себя. Винсент Прайс даже однажды так и заявил: «Тим – это Эдвард». Невероятно стильная подача, запоминающийся саундтрек Денни Эльфмана, а также поистине бессмертные образы главных героев – благодаря этому «Эдвард» стал одним из самых лучших творений Бертона. Отдельно стоит рассказать о дружбе Тима и Джонни Деппа. После «Эдварда» один из лучших актеров современности еще не раз будет сниматься под чутким руководством Тима. Они станут лучшими друзьями, а позже Депп станет крестным отцом одного из сыновей Бертона. Джонни Депп неоднократно говорил, что нет никаких сомнений в том, что его жизнь такая какая есть – только благодаря Тиму. Тем временем «Уорнер бразерс» остро нуждалась в блокбастерах. Боссы настаивали, чтобы Бертон снял продолжение «Бэтмана», которое просто обязано было стать более чем успешным коммерчески. И наш герой согласился – взяв обещание, что ему предоставят абсолютную свободу действий во время съемок, и не будут контролировать. Получился шедевр – фильм «Бэтмен возвращается», увидевший свет в 1992-ом, совершенно точно превзошел своего предшественника. Злодеи – Денни Де Вито (роль Пингвина), Мишель Пфайффер (роль Женщины-кошки) и Крис Уокен (роль Макса Шрека) были неподражаемы, а картина вышла еще более мрачной и жестокой. Ее даже признали «чересчур страшной для детей». Триста миллионов, которые были заработаны в прокате, говорили о широчайшем признании. В талантливой подаче Бертона «Бэтмен возвращается» был обречен стать мегахитом. В начале двухтысячных Бертон выпускает роскошный ремейк классического фильма конца шестидесятых. В этот раз он укротил свою готическую фантазию – картина вышла сбалансированной и была на «ура» принята зрителями. А критики отметили бережное обращение Тима с первоисточником – произведением француза Пьера Буля. Почти стомиллионный бюджет был перекрыт сборами в 4 раза. В 2005-ом Тим снимает феерическую сказку, которая, опять же, являлась ремейком одноименной картины 35-летней давности. Роль в следующем культовом фильме режиссера − хозяина фабрики, на которой делают шоколад – более чем эксцентричного отшельника по имени Вилли Вонк, снова отводилась Джонни Деппу. Как обычно, он сыграл великолепно. Экранизацию делали с большим вниманием даже к малозначительным деталям. Этому способствовал невероятный, 150-миллионный бюджет. Единственное отличие – сцена, рассказывающая о детстве шоколадного магната. В оригинале ее не было, она стала данью воспоминаниям режиссера о своем детстве. В прокате фильм «Чарли и шоколадная фабрика» собрал более полумиллиарда долларов. Следующими картинами режиссера стали «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит», мультфильм «Труп невесты», «Алиса в Стране Чудес», «Мрачные тени» - каждая из этих работ стала успешна и популярна. В данный период в личной коллекции режиссера с завидной постоянностью начали появляться различные кинематографические награды, ставшие примером признания работ Тима Бертона серьезными кинокритиками. Приз Венецианского кинофестиваля («Труп невесты»), награда SCREAM Awards », «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит», а также ММКФ, Film Festival Awards и того же Венецианского кинофестиваля за вклад в мировой кинематограф. Номинантом нескольких престижных наград Тим Бертон становился также и в качестве сценариста и продюсера. Сегодня знаменитый режиссер является настоящей легендой Голливуда, а также одним из наиболее востребованных авторов современности. Личная жизнь Биографы режиссёра сбегаются во мнении, что на творчество Бёртона огромное влияние имели женщины, в разные периоды жизни находившиеся рядом. Первой супругой Тима была фотограф Лена Гейске. Но этот брак оказался коротким: пара прожила вместе лишь 2 года. С 1989 по 1991 американский режиссер был женат на немецкой художнице и фотографе Лене Гейске. С 1992 по 2001 год дамой его сердца была модель, художница и актриса (благодаря Тиму) по имени Лиза Мари. Лиза снялась во множестве фильмов Тима за время их отношений. Молчаливая инопланетная шпионка с невероятной фигурой в картине «Марс атакует!» — это именно она. Отметим, что в суде Бёртона обязали выплатить экс-супруге компенсацию в размере 5,4 миллионов. Во время работы над проектом «Планета обезьян» в 2001 году личная жизнь Тима Бёртона уходит на новый виток. Он влюбляется в актрису Хелену Бонэм Картер. Режиссёр расстаётся с бывшей женой, выплачивая ей более 5 миллионов долларов. У пары Бёртона и Картер – 2 сына, Билли Рэй и Нелл. Крестный отец Нелла — Джонни Депп. Фильмограыия 1988 Битлджус 1989 Бэтмен 1990 Эдвард Руки-ножницы 1992 Бэтмен Возвращается 1994 Эд Вуд 1996 Марс атакует! 1999 Сонная Лощина 2001 Планета обезьян 2003 Крупная рыба 2005 Труп невесты 2005 Чарли и шоколадная фабрика 2010 Алиса в стране чудес 2012 Франкенвини 2014 Большие глаза 2016 Дом странных детей Мисс Перегрин