Жена плакала и кричала: «Уходи!». Отчего у Анатолия Папанова не выдержало сердце
За окном было жаркое лето 1987-го. Знаменитый актер только-только закончил съемки в фильме «Холодное лето 53-го», перед отъездом на гастроли с театром заскочил на день домой. Тогда в Москве был в разгаре очередной сезон отключения горячей воды. Это-то и сыграло роковую роль. Смерть 64-летнего Анатолия Папанова стала неожиданностью для всех. «Его сердце не выдержало ледяного душа», — будут говорить поклонники. А врачи поставят диагноз «сердечно-сосудистая недостаточность». Из театральной студии на фронт Анатолий Папанов. Источник: Globallookpress.com Будущая звезда советского кино и театра родился в последний октябрьский день 1922 года в Вязьме. Выходить на театральную сцену Папанов начал еще в раннем детстве: его отец играл в театральной самодеятельности, и если по сюжету постановки требовались юные актеры — задействовали детей. Когда мальчику было 8 лет, родители переехали в Москву. Анатолий работал в ремонтных мастерских литейщиком, параллельно занимался в театральной студии при заводе «Каучук», которой руководили актеры Театра имени Вахтангова. Однажды на заводе случилась кража — всю бригаду арестовали, однако Папанова вскоре отпустили: следователь быстро понял, что парень не виновен и исключил его из числа подозреваемых. Правда, рассказывали, отец дома все равно серьезно отлупил его — на всякий случай. В 1937-м Анатолий Папанов дебютировал в кино, снявшись в эпизоде фильма «Ленин в октябре». До войны он успел сыграть в эпизодах еще в нескольких картинах, а в июне 1941-го отправился на фронт. В июне 42-го его тяжело ранило под Харьковом, взрывом Папанову оторвало два пальца на правой ноге. Провалявшись полгода в госпитале, в 21 год он получил инвалидность третьей группы, несколько лет ходил с тростью. Как и многие фронтовики, о войне он вспоминать не любил. Многие даже не знали, что актер воевал. Уже позже, когда вышли «Живые и мертвые», «Белорусский вокзал» и другие фильмы, зрители удивлялись: как актер мог так достоверно сыграть! А объяснялось все просто: он видел все своими глазами. Кадр из фильма «Живые и мертвые», 1963 г. Актер не должен хромать По возвращению в Москву Папанов поступил в ГИТИС, на актерский факультет. Худрук поставил ему условие: актер не должен хромать. И Анатолий начал тренироваться, превозмогая боль, через полгода ежедневных физических упражнений он уже не хромал. После окончания института актер вместе со всем курсом уехал в Клайпеду — там создавался новый театр. В Клайпедском русском драматическом театре Анатолий Дмитриевич отслужил полгода, после чего ему предложили перейти в столичный Театр Сатиры. На его сцену Папанов выходил почти 40 лет, сыграв около полусотни ролей, правда лет 10 ему пришлось ждать своих ролей. Кадр из фильма «Приходите завтра», 1963 г. Источник: Globallookpress.com больше по теме «Фальшивый» следователь, аморалка и другие приключения на съемках фильма «Берегись автомобиля»Сегодня трудно представить, что картину порывались запретить, а режиссер Эльдар Рязанов хотел переснять сцены, которые до сих пор обожают и цитируют зрители.Не сразу все сложилось и в кино. Всенародная известность пришла к актеру только когда ему было за сорок. После роли комбрига Серпилина в фильме «Живые и мертвые» режиссеры, наконец, начали предлагать ему большие роли. «Дети Дон-Кихота», «Приходите завтра», «Берегись автомобиля», «Служили два товарища», «Любовь Яровая», «Белорусский вокзал», «Плохой хороший человек», «Двенадцать стульев»… К Кисе Воробьянинову, которого он сыграл, Папанов относился с нежностью. А вот к одному из своих самых знаменитых персонажей, Лелику из «Бриллиантовой руки», Анатолий Дмитриевич особой любви не испытывал. Как вспоминала потом его дочь Елена Папанова, продолжившая династию, ее отцу не очень-то нравился этот гротескный и карикатурный «балбес», но Гайдай хотел именно такого — и Папанов выполнил свою работу «на отлично». Кадр из фильма «Бриллиантовая рука», 1968 г. Источник: Globallookpress.com Сложные «отношения» были у актера и с Волком из «Ну, погоди!». Сначала Папанов работал с удовольствием, но когда серии пошли одна за другой, когда его голос стали узнавать все от мала до велика, — это стало проблемой. Он шел с дочерью или супругой по улице — а вслед нередко неслось: «Смотри, Волк идет!» Он писал поэмы — а на творческих вечерах зрители больше всего хотели, чтобы актер рассказал что-нибудь новое про знаменитого мультперсонажа. «Волк перегрыз всю мою биографию», — признался как-то Анатолий Дмитриевич супруге. Не верь, что нельзя бросить пить больше по теме Как Юрия Никулина похоронили во время съемок «Бриллиантовой руки»В этом году исполняется полвека с момента выхода фильма, который смотрят, любят и цитируют многие поколения зрителейАнатолий Папанов отцом стал достаточно поздно — после 30 лет, хотя женился рано. Со своей супругой, актрисой Надеждой Каратаевой, Папанов познакомился в ГИТИСе. Они расписались через несколько дней после Победы, поселились в коммуналке, где у Надежды была комната. Вместе супруги прожили 43 года, и, как впоследствии вспоминала Надежда Юрьевна, у нее никогда не было повода ревновать. Но в семье была другая проблема — много лет жена пыталась бороться с его пристрастием к спиртному. Пил актер много, и не один год. Возможно, этому способствовала компания коллег по театру, привыкшая отмечать каждый спектакль — Папанов быстро втянулся. Мог исчезнуть на пару дней или оказаться в Ленинграде — а все потому, что решил с другом посидеть в вагоне-ресторане поезда. Говорили, что один раз актер даже попал в милицию, после того, как будучи в состоянии подпития, устроил «разборки» с милиционером. Надежда Каратаева в фильме-спектакле «Гнездо глухаря», 1987 г. Кадр из фильма Надежда Каратаева рассказывала, что она не раз плакала, кричала мужу со слезами на глазах: «Уходи! Не могу больше!». Он уходил — к матери. А та отправляла его назад с наказом попросить прощения у жены. Бросил пить Папанов неожиданно, почему — не знал никто. Он не кодировался, как многие коллеги, имевшие ту же проблему, – просто бросил раз и навсегда. На банкетах употреблял только минералку. По словам Надежды Юрьевны, со спиртным актер завязал в 1973 году после похорон матери. И сказал как-то супруге: «Не верь никому, что нельзя бросить пить». Он жил на износ Близкие люди говорили, что Анатолий Дмитриевич был достаточно замкнутым, очень скромным и сентиментальным в глубине души человеком. Стеснялся, когда его начали узнавать на улицах. Друзей у него практически не было, актер любил одиночество, любил уезжать от родных на дачу, репетировал там, учил роли. Анатолий Папанов не раз ходил по краю, испытывал судьбу. Вначале — на фронте. Впоследствии супруга рассказывала, что в гимнастерку у него была зашита бумажка с молитвой (актер был верующим человеком – по понятным причинам, это не афишировалось). В одном из боев погибли все его товарищи — Надежда Юрьевна считала, что тогда Папанова спасла именно вера. Также как и в тот раз, когда актер «отделался» лишь ампутацией пальцев. Потом — когда медленно подтачивал свое здоровье в период проблем с алкоголем. Потом — когда работал, забыв обо всем. «Он жил на износ», — признавалась жена актера. В последний год своей жизни Анатолий Дмитриевич начал пробовать себя в режиссуре, поставил в театре спектакль. Перед началом съемок в последнем фильме, «Холодное лето 53-го», жена уговаривала артиста отдохнуть, съездить на юг, но тот, по своему обыкновению, предпочел работу. Анатолий Папанов и Валерий Приемыхов в фильме «Холодное лето 53-го», 1987 г. Кадр из фильма О смерти актера даже самые родные ему люди узнали только спустя пару дней. Жена и коллеги ждали Папанова в Риге, где театр был на гастролях. Когда он в назначенный день не приехал, супруга подняла тревогу, позвонила дочери и ее мужу. Дверь была закрыта изнутри — чтобы попасть в квартиру зятю актера пришлось перебираться через лоджию от соседей. Поэтому в разных источниках встречаются две разные даты смерти Анатолия Папанова — 5 и 7 августа. Говорили, что актер никогда не жаловался на сердце. Но на 65-м году жизни оно его подвело и остановилось в тот момент, когда актер встал под ледяной душ. На поминки и прощание почти никто из коллег по театру не пришел — режиссер Плучек не отпустил актеров с гастролей. Даже гроб с его телом выставили в фойе, а не в зрительном зале, который тогда был на ремонте. Но поклонников, пришедших попрощаться с любимым актером, оказалось много — вереница людей тянулась от Театра Сатиры до «Пушкинской». А меньше чем через две недели в театре прощались с другой звездой — Андреем Мироновым. Актеры ушли буквально друг за другом.