Фильмы, визируемые Пентагоном: как дружат военные и Голливуд

Москва, 7 августа - "Вести.Экономика" Не секрет, что у Пентагона и ЦРУ партнерские отношения с Голливудом. Более 800 кинолент и более 1000 сериалов связаны с правительством США. Читая постоянно расширяющийся список, многие киноманы могут быть удивлены тем, какие фильмы туда попали. Конечно, есть вполне предсказуемые, типа Black Hawk Down ("Чёрный ястреб"), Zero Dark Thirty ("Нулевая видимость 30") и Lone Survivor ("Уцелевший"). Но есть и совершенно неожиданные фильмы, которые, по-видимому, нуждались в пропагандистском участии военно-промышленного комплекса - Earnest Saves Christmas ("Эрнест спасает Рождество"), Karate Kid 2("Каратэ-пацан 2") The Silence of Lambs ("Молчание ягнят"), Twister ("Смерч"), фильмы о Железном Человеке, или недавний Pitch Perfect 3 ("Идеальный голос 3"). Одни из первых упоминаний о вмешательстве властей в область киноискусства относятся к 30-40-м годам прошлого века. С 1947 года в Минобороны США появился отдел по взаимодействию с телевидением, кино- и музыкальной индустрией (Entertainment Liaison Office). Его задача — способствовать созданию положительного образа армии США. Военные предоставляют технику, базы и массовку, а взамен требуют право влиять на сценарий. Услуги Пентагона не бесплатны, но обходятся дешевле, чем компьютерные спецэффекты, а выглядит и звучит настоящая техника лучше, чем нарисованная. К примеру, в фильме «Черный ястреб» по "настоятельной просьбе" вырезали эпизод с участием солдата-педофила. А в «Железном человеке» представителю Пентагона не понравилась фраза «people would kill themselves for the opportunities he has» (речь о возможностях костюма Тони Старка), звучащая из уст персонажа-военного. Спор был настолько жаркий, что, по свидетельствам очевидцев, режиссер Джон Фавро весь покраснел и сорвался на крик. Фавро предложил заменить слова на „готовы ходить по раскаленным углям“. Компромисс был достигнут, но строчка про угли в финальную версию все равно не вошла. Самой же большой удачей Entertainment Liaison Office был «Лучший стрелок». После его выхода Пентагон зафиксировал резкий всплеск желающих стать пилотами. В ЦРУ аналогичный отдел появился только в 1996 году, при Билле Клинтоне. По словам руководителя отдела, бывшего оперативника Чейза Брендона (двоюродный брат Томми Ли Джонса), это было сделано потому, что «ЦРУ всегда ошибочно изображали как злобную и макиавеллианскую организацию». При официальном содействии ЦРУ было снято по меньшей мере несколько десятков фильмов. Среди них — «Операция «Арго»», «Цель номер один», сериал «Агентство». Частым гостем в ЦРУ был Том Клэнси. Последние 50 лет должность военного супервайзера в Голливуде занимали два человека — Дональд Баруч и Фил Страб. Первый до службы работал театральным продюсером в Нью-Йорке. Если студия хотела увидеть на съемочной площадке своего фильма настоящие танки, самолеты, военных для массовки или консультанта, она обращалась к Баручу. В 1989 году Баруча сменил Фил Страб, который расширил присутствие армейской риторики в кино. Часто Страб лично присутствует на съемках наиболее масштабных проектов. «Я заинтересован в истории и персонаже больше, чем в спецэффектах, — говорит Страб. — Но в целом Голливуд для меня давно потерял свое очарование». До прихода в Пентагон Страб сам был режиссером-документалистом и снимал фильмы на медицинские темы. Пентагон выстраивает сугубо контрактные отношения с киностудиями. Продюсеры проекта, получившего одобрение Страба, подписывают специальное соглашение о помощи при производстве (Production Assistance Agreement). Студия получает от минобороны необходимые услуги или технику, а Страб — доступ к сценарию и благодарность в финальных титрах. Среди современных примеров выгодного сотрудничества с военными - франшиза "Трансформеры". В распоряжении режиссера Майкла Бэя оказалось 12 типов авиатехники с четырех разных военных баз. Съемочную группу пустили снимать внутри здания Пентагона. В «Мести падших» зрителям продемонстрировали истребитель F-16, самолет для командного состава E-3 AWACS, убийцу танков A-10, сверхзвуковой T-38 и бомбардировщик стоимостью 200 млн долларов F-22 Raptor, который может сбрасывать управляемые бомбы (дополнительную известность ему добавили четвертый «Терминатор» и второй «Железный человек»). До 2012 года Marvel Studios и Пентагон плотно сотрудничали. Военные предоставляли технику, а взамен вносили правки в сценарии. В 2012 году сотрудничество Пентагона и Marvel Studios прервалось. У минобороны возникли вопросы к организации «Щ.И.Т»: как она отчитывается перед государством и перед кем несет ответственность? Фил Страб отказал в поддержке армии: «Мы не могли принять нереалистичность организации „Щ.И.Т“ и ее место в иерархии минобороны. Обсуждение зашло в тупик и не имело смысла. Мы просто не знали, как поступить с фильмом», — объяснял Страб. В итоге с тех пор киновселенная Marvel обходится без помощи военных консультантов и благодарностей в финальных титрах. Часть продюсеров считает, что сложившуюся систему давно пора менять, потому что советы минобороны часто носят приказной характер. Однако в ближайшее время концепция «взаимной эксплуатации» вряд ли изменится.

Фильмы, визируемые Пентагоном: как дружат военные и Голливуд
© Вести Экономика