Слоны-футболисты, воробушек и дом, растущий на голове – обзор II фестиваля нового российского кино «Горький fest»
Больше фестивалей, хороших и разных! В конце июля жителям Нижнего Новгорода пришлось вспомнить, что важнейшим из искусств все-таки является кино (а вовсе не футбол, как многим начало казаться после Чемпионата Мира). В городе проходил 2-ой фестиваль нового российского кино «Горький fest» – один из самых молодых и самых амбициозных смотров на фестивальной карте России. Формат фестиваля Путешествие в Париж Дом на голове Клаузеверца Чик-Чирик Подбросы Слоны могут играть в футбол Война Анны Формат фестиваля Главная особенность фестиваля – его конкурс. Точнее, тот эксперимент, который организаторы предложили зрителям и жюри. Они решили «столкнуть лбами» не только представителей разных жанров (игровое, документальное, анимационное кино), но и уравнять в правах короткий и полный метр. Кадр из фильма Жанны Бекмамбетовой «Чик-чирик» Решение, конечно, рискованное, ведь сразу возникает масса вопросов, связанных с единым критерием оценок: например, как и на каких весах взвешивать почти документальный рассказ Дениса Шабаева о Донбассе («Мира») и мультфильм Жанны Бекмамбетовой «Чик-чирик»? С другой стороны, такой подход дает шанс «молодым да ранним»: и второкурсник ВГИКа, снявший свою первую короткометражку, получает возможность «вызвать на бой» Алексея Федорченко или Михаила Сегала. Да, на всех фестивалях короткометражки «соревнуются» в отдельном конкурсе, но, по факту, это значит лишь то, что они заперты в своем собственном «лягушатнике», до которого даже профессионалам часто нет дела. А вот когда короткий метр включается в основную программу и даже побеждает в ней (или получает один из главных призов), то это серьезный стимул для дебютанта, и даже в какой-то степени аванс, который непременно будет нужно вернуть. Путешествие в Париж Кадр из фильма Марии Поляковой «Путешествие в Париж» В этом году такой «аванс» получила Мария Полякова, снявшая свой первый фильм «Путешествие в Париж». Жюри (председателем которого был Николай Досталь) присудило ей приз «За режиссуру» (второй по значимости после «Гран-при»). Победа неожиданная, но вполне объяснимая. И вовсе не потому, что фильм снят в детской колонии (желания выехать за счет чернухи тут нет). А потому что у режиссера уже сейчас, в самой первой работе, ощущаются зачатки очень сильной авторской индивидуальности, чувствуется нестандартный подход, интерес к реальности и желание эту реальность преображать (а не снимать социальную драму в полудокументальной манере, как сегодня делает каждый второй адепт авторского кино). При этом в «Путешествии в Париж» нарушается сразу несколько важных законов (сценарных, логических, визуальных), но сделано это настолько нагло и убедительно, что такое нарушение, скорее, в плюс, чем в минус. Дом на голове Клаузеверца Кадр из фильма Дмитрия Булгакова «Дом на голове Клаузеверца» Еще один интересный проект от молодых режиссеров – «Дом на голове Клаузеверца» Дмитрия Булгакова. Работа без преувеличения безумная, чумовая – настоящий Кафка (и тематически, и визуально). У безупречного (и бессловесного) офисного работника вырастает на голове дом – и жизнь меняется не в лучшую сторону. (Впрочем, она и раньше была не ахти). Домик то пытаются отобрать, то попросту уничтожить, дабы вернуть его хозяину благопристойный и серый вид офисного планктона. Добавьте к этому хорошо проработанную стилистику, и вы поймете, почему «Дом на голове» так удачно путешествует по фестивалям. («Горький fest» для фильма уже восьмой). Кстати, «Амурская осень» присудила Дмитрию Булгакову приз за лучшую режиссуру. А из Нижнего Новгорода он увозит специальный диплом жюри. Чик-Чирик Кадр из фильма Жанны Бекмамбетовой «Чик-чирик» К сожалению, совсем незамеченным прошел потрясающий мультфильм Жанны Бекмамбетовой «Чик-чирик». И сложно сказать, почему. Может, все дело в том, что у этого маленького пернатого прыгуна уже есть в копилке Гран-при от Шанхайского международного фестиваля? Или в том, что он прячет под своими крылышками награды от других смотров? Как бы то ни было, для меня этот фильм (нет, даже не фильм, а маленькая рисованная метафора) стал настоящим открытием. В нем все просто (настолько просто, что пересказывать сюжет смысла нет никакого), зато очень искренне, очень откровенно и очень эмоционально. Поверьте на слово – и постарайтесь не пропустить. Подбросы Если же говорить о полнометражных конкурсных проектах, то я бы выделила три из них: «Подбросы» Ивана Твердовского, «Слоны могут играть в футбол» Михаила Сегала и «Войну Анны» Алексея Федорченко. Первый фильм – история взросления: парень сбегает из интерната и становится игрушкой в руках взрослых, которым он доверяет и которым очень хочет понравиться. «Подбросы» – работа яркая и провокационная (впрочем, как и все другие у Ивана Твердовского, автора «Класса коррекции» и «Зоологии»), и, при желании, в ней можно найти много чего интересного: например, ее можно трактовать как сатиру на беспредел ДПС. Однако баланс между вымыслом и реальностью здесь нарушен, поэтому фильм вызывает слишком уж много вопросов. Слоны могут играть в футбол Кадр из фильма Михаила Сегала «Слоны могут играть в футбол» Не все идеально и в новой картине Михаила Сегала (особенно это касается темпо-ритма), тем не менее «Слоны» обаятельны и милы. Это история-перевертыш (когда ты полфильма думаешь об одном и ждешь конкретной развязки, а в итоге бац! – и сюрприз). Одинокий мужчина, которому слегка за сорок, знакомится с тремя Лолитами – и теряет голову от любви. Вот только любовь эта не так проста и банальна, как может показаться нам, искушенным и опытным. Так что с выводами не торопитесь. Война Анны А вот победителем фестиваля стала «Война Анны» Алексея Федорченко. Говорить о ней сложно: это одна из самых мощных картин о войне, появившихся за последние десять лет. Хотя бы потому, что Алексей Федорченко смог снять войну без «войны»: здесь нет ни одного выстрела. Тем не менее, эта «батальная тишина» действует сильнее танков и взрывов - фильм делает зарубку на сердце каждого, кто его видел, а история девочки, два года прятавшейся в камине немецкой комендатуры, остается в памяти навсегда. Но вернемся к самому фестиваля. Как не сложно понять, в этом году он проводился всего во второй раз и, судя по цифрам, шагнул далеко вперед. В 2017-м на его огонек заглянуло не больше тысячи зрителей – сегодня их количество увеличилось в 21 (!) раз. Работало 13 городских площадок: нижегородцы смотрели не только конкурсную программу, но и прокатные хиты, например, «Лед», «Движение вверх» и так далее. И, как уверены организаторы фестиваля, в частности его продюсер Оксана Михеева и председатель Михаил Пореченков, это лишь только начало. «Горький fest» пока очень молод – и у него всё впереди. На Горьком была Вера Алёнушкина