Войти в почту

Обратная сторона профессии: режиссер рекламы

Вас знают, прежде всего, как режиссера рекламы, но также вы преподаете в Московской школе кино и выступаете ментором новой программы Short Form Directing, на которой вы с ноября этого года будете готовить режиссеров коммерческих видео разных форматов. Какое из этих направлений – преподавание или работа режиссером – сейчас более интересно для вас? Так как подход Московской школы кино к образованию заключается в том, что в ней работают только люди, активно участвующие в жизни киноиндустрии, там нет просто отвлеченных теоретиков или «профессиональных» преподавателей, которые просто читают лекции. Поэтому для меня работа в МШК – это продолжение существования в профессии рекламного режиссера, тем более что наш образовательный процесс в основном построен на практике. Вместе со студентами мы снимаем в качестве учебных заданий рекламные ролики по реальным брифам. Словом, можно сказать, что в процессе преподавания я продолжаю работать рекламным режиссером. И это невероятно интересно! Как вы пришли в мир рекламы, что подтолкнуло вас к этому? И как появился интерес к преподаванию? Рекламу я снимаю уже больше двадцати лет, по образованию я режиссер-постановщик художественных фильмов. Мне всегда хотелось снимать много и часто, а в конце 90-х киноиндустрия была в зачаточном состоянии. Зато бурно развивался рынок телевизионной рекламы, так что заняться ею было вполне естественно и легко. Что касается преподавания, то это тоже произошло как-то незаметно для меня – от разовых консультаций и мастер-классов я со временем перешел к более систематическому подходу к кинообразованию. Мой главный опыт – четыре года сотрудничества с МШК в качестве куратора в учебном блоке «Реклама». Проще это или сложнее, чем быть просто режиссером рекламы? Конечно, гораздо сложнее! Ведь, когда снимаешь рекламу, имеешь дело только с одним режиссером, с самим собой, а когда преподаешь, то приходится взаимодействовать сразу с двадцатью. Пусть еще молодыми и неопытными, но очень требовательными и любознательными. Продолжите фразу: «Быть режиссером рекламы – значит…» …значит иметь железные нервы и желание все доводить до конца. Любой кинопроцесс – это огромное количество мнений, обстоятельств и амбиций, но в рекламе слово режиссера совсем не последнее. И это особенно трудно выдержать – и считать финальную версию ролика своим достижением или провалом. А что такое для вас быть преподавателем режиссуры рекламы? Для меня важно дать студентам набор базовых знаний и умений, на которые они смогут опираться в любой ситуации. Именно базовых, потому что, по моему мнению, научить людей профессии режиссера, просто читая им об этом лекции, невозможно. Только личный опыт продвигает тебя внутри этой профессии. И, значит, нужно обеспечить студентов возможностью этот опыт получить. Не помогать снимать, навязывая свой взгляд и стиль, а вместе находить ответы на возникающие в процессе работы вопросы. Как строится ваш обычный рабочий день? Вот так вопрос! Никогда об этом не задумывался, наверное, пора. Я просто просыпаюсь от звонка будильника и бегу. Бегу туда, где меня уже ждут: на встречи, на съемку или к студентам в Московскую школу кино. Стараюсь одновременно работать над несколькими проектами, только так ощущаю полноту жизни. Как вы создаете рекламный ролик? С чего начинается работа над ним? Много ли времени проходит от идеи до реализации? В какие моменты, как правило, возникают сложности? Создание рекламного ролика – это сложный процесс, главную роль в котором обычно играет рекламное агентство, которое разрабатывает концепцию и сценарий и подбирает для своего клиента подходящий продакшн и режиссера. Фактически я включаюсь в процесс, когда путь создания ролика наполовину пройден. Съемочный процесс зависит от сложности задачи и количества необходимого материала, занимает от двух недель до полугода. И сложности возникают на каждом этапе, ведь важно учесть мнение большого количества людей. Рекламный ролик – это специфический продукт, и, в отличие от кино, творческое самовыражение автора не входит в задачу его создателей. К тому же бюджет рекламных роликов, если сравнивать количество денег, истраченных за съемочный день, гораздо больше, чем в кино или на телевидении. А где большие деньги, там и большая ответственность. И больше конфликтов. Хотя не могу не отметить, что индустрия рекламы очень хорошо организованна и живет по довольно понятным правилам. А как ситуация обстоит у ваших студентов? С какими сложностями сталкиваются они при работе над первым рекламным роликом? Сложности те же, что и любого режиссера: необходимость работать по брифу, находить возможность для творчества в ситуации, когда сценарий, стиль и часто даже кастинг уже разработаны кем-то другим. Ну и конечно, есть еще общие для любого режиссера проблемы и страхи: одиночество и постоянная неуверенность в правильности выбранных решений, к этому прибавляется полное отсутствие опыта, на который можно было бы опереться. Поэтому главное, что мы хотим дать нашим студентам, – это опыт существования в профессии, который в конце обучения превратится в небольшое, но рабочее портфолио. Можете ли вы назвать свой самый любимый проект – ваш собственный и снятый совместно со студентами? Про студентов сказать трудно, все проекты были разными, все проекты были сложными и интересными. Просто перечислю некоторые – Благотворительный фонд помощи хосписам «Вера», Третьяковская галерея, поисковый отряд «Лиза Алерт», – чтобы было понятно, что трудно выделить что-то конкретно. Все мои любимые проекты в рекламе так или иначе связаны с компанией IKEA, сотрудничаю с ними уже много лет. Мир рекламы сейчас привлекает очень многих молодых режиссеров, и вы, как никто, видите первые шаги ребят в этой профессии. Какой совет вы бы дали тем, кто собирается начать карьеру режиссера рекламы? Совет простой: не ждать мгновенной отдачи, настроиться на долгую дистанцию. Результат будет.

Обратная сторона профессии: режиссер рекламы
© SNCmedia.ru