Без денег и жилья. Что пришлось пережить «цыганке Насте» из фильмов про Будулая

12 августа Матлюбе Алимовой исполняется 64 года, но ни годы, ни жизненные тяготы словно не властны над ней. Несмотря ни на что она остается оптимисткой. О непростом жизненном пути актрисы, которая слыла одной из первых красавиц советского кино, и о том, как она живет сейчас, — в материале Teleprogramma.pro. «Ненастоящая» цыганка Матлюба (на родине актрису зовут Матлубэ) всегда смеялась, что в ней «намешано» много кровей, но вот цыганской точно нет. По отцу она узбечка, а среди предков ее матери были и грузины, и русские, и поляки, и немцы. Она родилась в Андижане, откуда был родом ее отец: с мамой Матлюбы, светловолосой красавицей, он познакомился в Уфе, где служил в армии. Правда родня так и не приняла невестку чужих кровей: несмотря на троих детей, родители Матлюбы развелись. Кадр из сериала «Маленькие трагедии» Стать актрисой она мечтала с детства. После школы уехала в Москву поступать во ВГИК, училась у Алексея Баталова. Практически сразу после института девушка снялась в сериале «Маленькие трагедии» (1978 г.) по мотивам произведений Пушкина. Первая роль — и сразу главная, ее партнерами были такие мэтры, как Иннокентий Смоктуновский, Николай Бурляев, Наталья Белохвостикова и сам Владимир Высоцкий. После съемок ходили слухи, что последний серьезно увлекся красивой 24-летней дебютанткой, но Матлюба потом признавалась, что все это выдумки, между ними не было и намека на роман. К Владимиру Владимировичу она относилась с уважением, доходящим до трепета. Высоцкий, в свою очередь, подбадривал ее на съемках, помогал советами. Правда, к удивлению съемочной группы, девушка практически сразу перешла с ним на «ты» — непонятно почему, обычно она, как восточный человек, всем говорила «вы». Отчасти это и породило слухи о «романе». Кадр из фильма «Цыган» Но знаменитой на всю страну Матлюбу сделал следующий фильм — «Цыган», снятый по мотивам одноименного романа Анатолия Калинина. Мини-сериал имел успех, о котором и не мечтали его создатели. Ради зрителей было решено даже изменить первоначальный сюжет: Будулай (Михаил Волонтир) не умер в первой части, как предполагалось вначале. Роль цыганки Насти словно специально была написана для нее — стройная красавица с экзотической внешностью действительно была очень похожа на цыганку. Настолько, что после выхода фильма ее начали принимать за свою и представители этого народа. Этим актриса очень гордится. Даже много лет спустя цыгане узнавали ее, часто подходили и начинали говорить на своем языке, очень удивляясь, что «Настя» их не понимает и просит перейти на русский. «Настя словно затмила меня. Меня много лет так звали», — рассказывала актриса. Испытание Кадр из фильма «Василий Буслаев» больше по теме «Сейчас я бы не пережила»: Лариса Гузеева с болью вспоминает лихие 90-еВ восьмидесятых Матлюба Алимова снималась достаточно много. В некоторых фильмах она снова играла цыганок, а в популярном фильме-сказке «Василий Буслаев» (1982 г.) стала византийской императрицей. В 1986 году вышло долгожданное продолжение «Цыгана» — «Возвращение Будулая». Потом было еще несколько картин, но ни одной роли, подобной Насте, актрисе больше не предлагали. А потом начались 90-е, когда кино практически не снималось. От некоторых предложений она отказывалась сама — несмотря на то, что денег катастрофически не хватало. Признавалась, что, видимо, срабатывала «баталовская школа». «Кто-то говорит, что нужно играть все, что предлагают, однако я так не считаю», — объясняла Алимова. Кадр из фильма «Снайпер», 1992 г. После распада СССР Матлюба жила в Ташкенте, зарабатывала деньги реставрацией старинных ковров и вышивок — на жизнь со скрипом, но какое-то время хватало. Узбекского языка она не знала, поэтому на родине для нее как для актрисы работы тоже практически не находилось. В 2000-х, когда в российском кино начался подъем, Матлюба Алимова решила уехать в Москву. Ходила по актерским агентствам, ее узнавали, радовались знакомству, но дальше обещаний ролей дело обычно не шло. Деньги закончились, снимать жилье она уже не могла, возвращаться домой не хотела — к тому же ее маленькая однокомнатная квартира на окраине Ташкента оказалась под арестом из-за долгов за коммуналку. Тогда-то имя актрисы, ставшей «злостной неплательщицей», и попало в милицейские сводки. Что касается Матлюбы, то в тот момент она была в отчаянии. Спасение пришло вместе с верой — оставшуюся без крыши над головой актрису приютил священник одного из московских храмов. Матлюба крестилась как Мария, приняла православие, какое-то время жила при церкви. Замуж больше не хочу Несколько лет назад Алимова снова вернулась в Ташкент. Иногда она приезжает в Россию на творческие встречи или кинофестивали. Актриса живет одна, детей у нее нет. Замужем она была только один раз — еще в студенчестве. Муж, студент режиссерского факультета, был наполовину казахом, наполовину русским, но по менталитету оказался настоящим восточным мужчиной, ревновал молодую жену по поводу и без повода, постоянно подозревал в изменах, требовал, чтобы она не снималась и сидела дома. «Моего первого опыта хватило, чтобы не захотеть замуж второй раз», — призналась актриса в одном из интервью. Матлюба Алимова, 2016 г. Кадр из передачи «Наедине со всеми», Первый канал больше по теме Советские дети-звезды ушли из кино: почему?В последние годы звезда «Цыгана» и «Возвращения Будулая» снимается редко, один из самых известных фильмов с ее участием — «Тарас Бульба» (2009 г.), где актриса сыграла небольшую роль. По словам Матлюбы, от своих принципов она не отступает: если фильм или роль не нравятся — сниматься она не будет. «Хочется настоящей работы. Не просто где-то посниматься», — объясняет она. А на жизнь, как считает актриса, как-нибудь заработает. Пару лет назад она занялась дизайном одежды. Что же касается всех жизненных испытаний, которые выпали и наверняка еще выпадут на ее долю, — звезда советского кино к ним относится философски. «Видимо, так надо. Именно для меня», — признается Матлюба Фархатовна. Она не просто верит, а знает: все плохое когда-нибудь кончается.

Без денег и жилья. Что пришлось пережить «цыганке Насте» из фильмов про Будулая
© Teleprogramma.pro