Режиссер фильма «Потерянное отражение» – о том, почему решила снять кино о содержанках

Исповедь содержанки» выходит в прокат 16 августа в сети кинотеатров «Синема Парк» и «Формула Кино». Это фильм, основанный на реальных историях девушек, живущих на содержании у богатых возрастных «папиков», они променяли личную свободу на материальную зависимость. Фильм-эксперимент успел побывать на нескольких фестивалях и вызвал бурную реакцию зрителей и кинокритиков, ведь эта дерзкая и острая тема не способна никого оставить равнодушным. Режиссер картины Елена Жигаева в интервью РИАМО рассказала о том, как искала прототипы своих героинь, и какой была первая реакция публики. - Елена, Ваш фильм «Потерянное отражение. Исповедь содержанки» взял хороший старт на ММКФ. Какие остались ощущения от общения со зрителями? Как аудитория встретила фильм? Честно говоря, когда мы решились на первый показ в рамках Российской Программы ММКФ, мы совершенно не ожидали такой реакции зрителей. Мы ожидали чего угодно, но когда люди с показа выходили со слезами на глазах, когда они говорили о том, что в какие-то моменты им даже трудно было дышать, и мурашки по коже... Мы поняли – все, что мы хотели донести до зрителя, случилось! Случился тот самый эффект, который был изначально заложен в этом фильме. Мы затронули деликатнейшую тему, при этом остались в художественных рамках, то есть история была рассказана через образы и метафоры, при этом оставаясь живой и понятной. Вообще я должна сказать, что зрители у нас умные, проницательные, понимающие довольно сложные кинематографические коды... Бытует мнение, что зритель не поймет, так часто говорят продюсеры – неправда! Наши зрители невероятно чуткие, они желают, чтобы с ними беседовали, они готовы к сложным разговорам, они готовы считывать сложные визуальные коды и живо реагируют на искренность актеров. Все устали от фальши, а в нашем фильме фальшь отсутствует. - Вы долго обдумывали сюжет фильма, или он сложился сам собой? Фильм сложен из историй, рассказанных реальными персонажами, которые пожелали остаться за кадром. И это понятно. Любое общество во все времена с открытым презрением относилось к содержанкам. Слово всегда имело негативный окрас. И, тем не менее, художников всегда привлекала эта тема: «Дама с Камелиями», «Бесприданница», есть и более ранние упоминания. Сюжеты всегда заканчивались трагически. Хотелось бы напомнить, что премьера «Травиаты» закончилась полным провалом. Это позже опера была признана и по сей день является шедевром музыкальной культуры. Во время Великого Поста, один раз в году, проходит уникальная служба «Мариино стояние» в память Преподобной Марии Египетской. На службе просто читается ее житие, житие великой грешницы в миру. В житии звучат слова старца Зосимы, обращенные к Марии: «Кто ты, откуда, как и когда попала в эту пустыню?» Душевная пустота, в которую сама себя поместила наша героиня, которую, кстати, тоже зовут Мария, теряет себя, хоронит заживо ради материальных благ, заживо умирая! А ведь 70% молодых женщин, живущих в России, по социологическим данным, готовы стать содержанками. Это катастрофа! Как и когда это случилось? Вы и сами наверняка видели не раз, как молодые девушки дефилируют с очень солидными «папиками». - Как Вы поняли, что хотите снять именно эту историю? Однажды я попала в компанию, где присутствовали девушки, много лет живущие на содержании состоятельных мужчин. То есть содержанки со стажем, уже не юные, но изрядно молодящиеся. Их лица были похожи на застывшие маски от передоза ботокса. Это напоминало японский театр «Но». Одна из них постоянно смотрела в телефон и жутко нервничала, ей звонили, что-то говорили, она что-то отвечала тихим голосом и опять нервничала, и всем говорила, что ей уже пора уходить, ее время истекло, ей пора домой. Кто-то ей об этом говорил по телефону. Это уже было кино! Эта женщина с застывшим лицом, живущая в вечном напряжении, тотально несвободная, посвятившая лучшие годы своей жизни женатому мужчине, живущая в постоянном страхе, что ее поменяют на более молодую. А ведь она могла прожить более наполненную жизнь, родить ребенка и так далее. А она просто замумифицировалась в своей зависимости. Это меня потрясло! И дало толчок для начала фильма. Я думала, что это будет документальное кино, но ошиблась. Большинство из найденных мною персонажей не согласились на открытое интервью, только за кадром. Из закадровых историй мы решили сделать игровое кино с вкраплениями интервью. Форма сложная, но, как оказалось, очень живая, пульсирующая и сразу нашедшая бурный отклик у наших первых зрителей. Риск был оправдан! - Женские образы в фильме очень яркие и сложные. Актриса Анна Чурина уже завоевала приз «За лучшую женскую роль» на фестивале «В Кругу семьи». Вы взяли за основу судьбу одного человека или это собирательные образы? Целое соцветие замечательных актрис в нашем фильме: Ольга Лапшина, Оля Павловец, Сесиль Плеже, Юля Гришина, Наташа Мишкина. Яркие прекрасные эпизоды, без которых просто не было бы кино! И потрясающие главные героини – Анна Чурина, Саша Летта и Мария Атлас! Героини с одной кровеносной системой в контексте фильма. Перетекающие друг в друга, разные и одновременно похожие в своем отчаянии, одиночестве, в своих переживаниях. Их одинаково жалко, им всем сочувствуешь. Актрисы настолько тонко и пронзительно рассказывают нам эту непростую историю, при этом не опускаясь до банальной мелодрамы, столько чувства меры и актерского достоинства в их экранном существовании. Они проживают – именно проживают эпизоды другой жизни, как своей. И говорят словами закадровых персонажей. Например, монолог жены главного героя – это живой монолог, взятый из документального интервью, как если бы это были их слова. Не могу не отметить и мужские роли: замечательный Владимир Скворцов, удивительный актер Владимир Топцов, который играл на такое сопротивление! И выдержал с достоинством маску терра инкогнита мужской сути. - Как проходили съемки? Я всегда говорю, что это нам, киношникам, только кажется, что мы снимаем кино, на самом деле, это кто-то про нас снимает кино. И съемки «Потерянного отражения» лишний раз подтверждают это. Нестандартно было все! И то, что мы начали снимать на базе киношколы «Лестница», дав возможность практики для начинающих. Им было чрезвычайно полезно поработать с профессиональными киношниками. В этом были и плюсы, и минусы. Поэтому весь пост-продакшн проходил на серьезной студии Корпорации «Русская Фильм Группа», без нее мы бы не справились. Снимали весело, выполняя одновременно разные кинофункции. Приходилось заниматься и костюмами, и локациями, и транспортом. Это был потрясающий опыт, после того, когда ты, будучи не первый год в профессии, привыкшая работать в других условиях, вдруг выходишь из привычной зоны кинокомфорта, где у тебя большая группа и кресло с монитором, и начинаешь все с нуля. Как в первый раз, когда все зависит только от тебя, от того, как ты это организуешь, ты и никто больше. Я считаю, что это очень полезно для режиссера – обнуление. - Вам не сложно в профессии, ведь в основном режиссеры - это мужчины? Женщина-режиссер – это настолько стало привычным явлением, что даже обсуждать это не хочется. Трудно? Да! Очень. Особенно в нашей стране, где правит мужская ментальность. Это не есть хорошо или плохо, это просто данность. А режиссура для женщины – очень естественное состояние. Только представьте, какое количество мизансцен ей приходится разводить в течение дня, организовывая пространство вокруг себя – личное, семейное, общественное. Желание творить что-то из ничего – это тоже естественно для женщины. Просто сил, может, поменьше физических, но вот стойкости – не отнять. Поэтому в режиссуру пришла давно и сознательно. Ну да, характер, конечно! А где вы видели режиссеров без характера? - У Вас уже есть идеи нового фильма? Невероятно хочется снимать кино, еще и еще. Но ситуация с прокатными удостоверениями остановила меня этим летом от съемок уникального документального кино, так как это была идея независимого кино. Игровое тоже в планах. Например, альманах «Авось», который был представлен на «Кинотавре» несколько лет назад, он находится в разработке. Очень надеюсь этой зимой начать съемки первой истории как продюсер. Как режиссеру мне хотелось бы снять фильм, который тоже очень давно придуман - «Зона турбулентности». Эта история во многом личная, о непростых взаимоотношениях мамы и дочки. Но рассказать об этом хочется нестандартно, чтобы было и грустно, и смешно, и с песнями!

Режиссер фильма «Потерянное отражение» – о том, почему решила снять кино о содержанках
© РИАМО