«Ты должен знать, что есть место куда ты можешь вернуться» - интервью Сусанны Альпериной
В Выборге проходит фестиваль "Окно в Европу". Завтра, 15 августа, зрителям будет представлен фильм - Расскажите, пожалуйста, о чем фильм, который вы привезли на фестиваль? - Мы делали фильм, который касается всех людей изменивших свое место жительства и уехавших в другие города. Вообще сейчас время мигрантов, большое количество людей мигрирует по всему земному шару. Поскольку и я, и режиссер фильма Александр Бруньковский, родились в Одессе, мы оба фактически эммигранты, поскольку мы уехали в Москву и давно живем там. Мы взяли в пример для фильма хорошо знакомый нам город. И на примере Одессы мы рассказали о тех людях, которые уезжают, передали мысли людей о своей родине, почему они могут вернуться и почему нет. Как у нас говорит один герой, известный журналист Виктор Лошак, «Ты должен знать, что есть место куда ты можешь вернуться. Ты никогда туда не вернешься, но ты должен знать, что такое место есть» У нас фильм, снятый в редкой копродукции России и Украины. Сейчас таких фильмов почти нет. Снимали в шести странах одесситов, которые разъехались. Мы снимали в Австрии, Германии, Греции, Италии. - В списке героев Вашего фильма 36 человек, многие из них известные личности. Почему именно они? - У нас действительно снималось много медийных лиц, потому что Одесса – город уникальный. Он с одной стороны был создан как прибежище людей разных национальностей. И он очень хорош, и все когда туда приезжают в него влюбляются, они там раскрепощаются духом. Но, тем не менее, из него уезжают постоянно. У Жванецкого есть такая миниатюра, в которой он говорит, что как институт надо закончить Одессу, затем закончить Петербург, потом переехать в Москву, а оттуда может быть и дальше. Вот и наши герои. Они в принципе закончили Одессу, и уехали, каждый по своим причинам. Это парадокс, что из этого города, в котором всем хорошо, который «Одесса-мама», который все любят, люди в большом количестве уезжают. Как правило одесситы очень талантливы. Говорят это какой-то особый замес. У нас в фильме есть, например, ребята из «Квартета И» - это друзья моего детства. Они долгое время живут в Москве. У нас есть актриса Оксана Фандера, единственная из героинь, кто живет не в Одессе, но отсняли мы ее именно там. У нас снимается Жванецкий, в довольно необычном для себя качестве. Я не буду раскрывать как, пусть зритель сам увидит. Снимается и Михаил Левицын, режиссер театр «Эрмитаж», тоже одессит. Он такой мыслитель, он дает философскую подоплеку «почему люди действительно уезжают», его точка зрения интересна. Еще из известных людей снимается Валерий Тодоровский, очень коротко, но интересно. И у нас очень много людей старшего поколения. Мы очень много снимали, у нас 48 часов материала отснято. Но мы постарались найти молодых одесситов в разных городах. Главный герой нашего фильма, это у нас семья. Папа уехал из Одессы и живет в Париже, это известный КВНщик Анатолий Контуш. А сын его, некоторое время прожил в Европе и вернулся в Одессу. Это очень редкий случай. Вот это наши главные герои фильма. - А фильм в большей степени художественный или документальный? - Это в чистом виде документальный фильм. Но наш режиссер художник, и наши операторы в какой-то степени тоже художники. Поэтому фильм очень красиво снят. Некоторые кадры как картины. Поэтому у нас некоторые кадры выстроены как картины, и некоторые картины режиссера тоже вошли в фильм. Так что в этом плане можно сказать что фильм художественный. - Не было ли такого, что кто-то отказывался сниматься? - Оксана Фандера отказывалась от съемок два года. Для нее это была очень болезненная тема, мне так кажется. Но мы нашли подход. Мы попросили друзей, которым она не могла отказать, друзья попросили ее и она снялась в нашем фильме. - А как вы искали героев фильма? - Одесса единственный город где существует всемирный клуб одесситов. Это такое место, куда любой одессит, приехавший в город, может зайти, написать и получить любую помощь. Почти каждый день там проходят интересные мероприятия. Президент клуба – Жванецкий. Я - директор московского отделения клуба одесситов. Филиалы клуба есть по всему миру. Именно они помогали нам искать героев. Нам нужен был одессит в Италии, одессит в Греции, и клуб помогал нам искать этих героев. Есть вице-президент клуба, очень известный журналист, Евгений Голубовский, он посоветовал нам многих героев. Было очень много предложений. Нам пришлось выработаь правила по которым мы отбирали героев фильма. Я не буду раскрывать секрет, что это за правила, но мы выбирали героев. Режиссер выполнил очень большую работу, потому что 36 человек для фильма — это очень много. - В фильме больше светлой грусти, или все-таки боли и тоски уехавших людей? - В этом фильме больше светлой грусти. Хотя я, как продюсер, хотела, чтобы было больше боли. И я думаю, что мы будем делать вторую часть. Попытаемся показать, то что чувствуют эти люди, потому что просто так никто не уезжал. У одесситов есть замечательное качество, они борются с болью с помощью чувства юмора. В любой ситуации. Город многое пережил, и одесситы выработали юмор, как средство борьбы с болью. В этом фильме вы увидите много светлой грусти. Увидите юмор, но не стереотипный. - Как вы думаете, город делает людей, или люди делают город? - Я считаю, что они дополняют друг друга. И я категорически не согласна с людьми, которые говорят, что Одесса уже не та. Для меня она всегда «та» в любые времена. Потому что всегда остаются люди, которые несут в себе традиции этого города. Я думаю, что город влияет на людей, влияют улицы, влияет море, привычки поведения. - А сверхзадача Вашего фильма? - Задача фильма исследовать природу людей, которые вынуждены оставлять свои места и пускать свои корни на чужой земле. Слоган нашего фильма – «Узнай свои корни». Чтобы люди знали от чего они отрываются. -Почему его надо смотреть выборжанам? - Я думаю, что жителям Выборга всегда будет интересно, что творится в море. Этот фильм о Черном море, а здесь Балтийское море. Мы даже придумали такую вещь как флешмоб в тельняшках. Мы привезли с собой тельняшки с надписью «Нас мало, но мы в тельняшках». Это одесская известная фраза, и мы переделали ее в «Нас много, но мы в тельняшках». Мы с режиссером и оператором будем представлять фильм, и мы втроем выйдем в тельняшках. Если те зрители, которые придут, наденут тельняшки — это будет круто. Если нет, то мы все равно всем рады.