Войти в почту

Пять самых интересных фильмов фестиваля "Окно в Европу" – 2018

Обозреватель Sobesednik.ru — о тех фильмах фестиваля «Окно в Европу», о которых хочется и подумать, и поспорить. «Амбивалентность» Бильжо, «Кислота» Горчилина и «Папа, сдохни» Улюкаева — из тех фестивальных фильмов в Выборге, о которых хочется и подумать, и поспорить. И жюри «Окна в Европу» — 2018 (председатель — Сергей Снежкин), вероятно, горячо их обсуждает, но призы по традиции наверняка раздаст фильмам поскучнее и поспокойнее. А жаль. Интересно, что в каждом из самых заметных фильмов на «Окне» есть тема отцов и детей. Буквально начиная с того, что их или снимали, или играли там роли сыновья известных пап. Данил Стеклов (он тут вообще появился сразу в четырёх фильмах), Павел Табаков («Как я стал»), Антон Бильжо (режиссёр «Амбивалентности»), Павел Мирзоев (снял «Как я стал»), а Домогаров-мл. играет расчленившего девушку мажора, за спасение которого родители занесли ментам саквояж в валютой, в «Папа, сдохни». Отдельная интрига в том, что оператор фильма «Папа, сдохни», где фигурирует взятка, — сын министра Улюкаева. Ну а теперь по паре слов про самые обсуждаемые тут фильмы. «Амбивалентность» снял Антон Бильжо, сын психиатра Андрея Бильжо, по сценарию Сергея Тарамаева и Любови Львовой. Герои фильма — Петр и Стас, они друзья и студенты-психиатры, изучающие всякую достоевщину человеческих душ, например амбивалентность чувств. Петр — резкий и дерзкий, он играет рок в каком-то подвальном клубе, и тут же поёт его подружка. Стас — немножко додик, но при этом занимается спортивной стрельбой из лука. Однажды Петя застревает в лифте вместе с мамой Стаса Катериной Сергеевной, которая спасается от клаустрофобии тем, что стягивает с парня штаны. Дальше — больше: их влечёт друг к другу уже без всяких клаустрофобий, Петр снимает какую-то дикую, под стать их отношениям, квартиру, а Стас из-за случайной оплошности догадывается, что у его красивой матери и его лучшего друга роман. Вместо битья морды Стас ревниво следит за эротикой голой парочки дорогих ему людей в бинокль, и при этом неясно, чья измена доставляет ему больше страданий. Линия гомосексуальной страсти здесь вполне отчётлива. Пара реплик перед картиной со св. Себастьяном наводит резкость на тему для тех, кто совсем уж слеп. Объяснения профессора психиатрии про амбивалентность тоже, в общем-то, помогают понять, почему Стас и стремится угодить Пете, и ненавидит его за разрушение своей семьи. И что, в конце концов, заставляет правильного тихоню почти что по-скотски облапать мать? Желание отомстить ей, уязвить отца, или желание сблизиться с другом через общий объект любви? Фильм сделан и сыгран так, что не отпускает ни на секунду. Здесь нет ни одной лишней или бессмысленной детали. Лук выстрелит, миф о Себастьяне снова сбудется, купленный зачем-то костюм сгодится для похорон. Ну и Данил Стеклов — его актёрская работа впечатляет. «Кислота» — первая полнометражная режиссерская работа Александра Горчилина, актера «Гоголь-центра». Это экзистенциальные искания трёх молодых людей (правда, один из них пресек поиски в самом начале, сведя счеты с жизнью). У всех трёх — непростые отношения с их мамочками, и эти мамы сами по себе те ещё фрукты. Кислота тут самая буквальная — соляная: художник, приятель Саши (Филипп Авдеев, тоже «гоголевец») и Пети (Петр Скворцов), макает в неё бюсты пионеров-героев, сделанные в советские времена его папой. Кислота их разъедает и — сюрприз — рождается современное искусство. Один из друзей в приступе вины эту кислоту глотает. Второй подливает ее в купель для православных крестин младенца (напряженный кусок фильма, когда ты в ужасе ждёшь, что произойдёт). В общем, лучше это кино посмотреть — будет о чем подумать. «Папа, сдохни» в анонсе обозначен как сатирическая комедия. На самом деле — кровавый трэш и месиво. Настолько кровавый, что пара тонн кетчупа, который тут изображал кровь от пола до потолка, наверняка шла отдельной статьей в бюджете. При этом фильм очень смешной — а-ля Тарантино. Начинается с того, что к папе-менту (прекрасный Виталий Хаев) заявляется ухажёр его дочери (Александр Кузнецов и Евгения Крегжде), имея при себе молоток для расправы: папа якобы изнасиловал его невесту. Мерзавцы тут абсолютно все. Кровь, расчлененка, взятка, месть, живым уйдёт только один, приволакивая ногу, превращенную в дуршлаг. Если все, что здесь происходит, и жутковато (хотя зрители хохочут как дети), то не потому, что кровища, а потому, что это, в сущности, острая и точная сатира на нашу жизнь вот в такой вот доходчивой форме. То, что фильм снимал (как оператор) сын экс-министра и ныне зэка Улюкаева, даже не так впечатляет, как то что «Папа, сдохни» снят при поддержке Минкультуры, за что ему неожиданное спасибо. «Как я стал» — режиссерский полнометражный дебют Павла Мирзоева, сына Владимира Мирзоева. В главной роли — Павел Табаков. Его герой — благополучный московский мальчик Саша, которому его богатый папа все дал уже на старте. Режиссёр сказал, что проводил кастинг на главную роль, но только у Табакова-младшего получился баланс между положительными и отрицательными чертами героя. Сашу бросает девушка, он, чтобы отвлечься, тут же знакомится с Машей, барышней постарше (героиня Ольги Лерман — нереальное воплощение потерянности и наивности). У барышни есть мама, отставная актриса, которая в перерывах между попытками суицида вообще-то очень смешная. «Я актриса-травести, не с кем время провести» — Роза Хайруллина выдаёт прекрасный капустник. Наш мальчик обещает ей написать сценарий, Маша в него влюбляется, даёт ему кучу денег, Саша их тратит на любовницу — и так далее, и так далее. Кончится это все для некоторых, видимо, плохо. Как именно, не покажут. Кому-то картина показалась пронзительной и честной. Кто-то выходил из зала, не в силах смотреть на «фальшивую историю», сделанную по довольно известной пьесе Ярославы Пулинович. После фильма «Ван Гоги» ощущение примерно такое: до этого мы смотрели игрушечное кино, а теперь вот настоящее подвезли. Это история отношений отца и сына. Одному под 80, второму — 52. Они живут далеко друг от друга. Один знаменитый дирижёр, второй — неудачливый художник, который плетет из верёвок какие-то абстрактные фигуры. У отца агрессивно развивающаяся деменция, у сына — реальная игла в мозгу. Приехав к умирающему отцу, художник разбирается со своими детскими травмами, узнает, кто всадил ему в голову иголку, и походит путь от ненависти к отцу до любви. Отца и сына играют Алексей Серебряков и Даниэль Ольбрыхский. В остальных ролях — Елена Коренева, Ольга Остроумова, Полина Агуреева, Наталья Негода, Александр Сирин, Авангард Леонтьев, Светлана Немоляева. Алексей Серебряков сказал «Собеседнику», что считает это фильм бергмановским по духу и глубине. А что до прогнозов о том, кому дадут приз, то мы за храбрую «Амбивалентность». Но награду, вероятнее всего, получит фильм Александра Шейна «ВМаяковский».