"Непрощенный" с Дмитрием Нагиевым и другие неожиданные российские фильмы 2018 года
В Выборге закончился фестиваль "Окно в Европу". Он считается вторым по значимости среди фестивалей, где показывают отечественное кино после "Кинотавра". На этом смотре бывает много несуразностей, в конкурсе часто появляются фильмы, которым выглядят в программах авторского кино немного неуместно, а иногда даже получают призы. Так, в этом году выиграл единственный жанровый фильм в конкурсе под названием "Папа, сдохни". К тому же картину выпускает кинокомпания "Парадиз", которая и организовывает "Окно в Европу", что дает поводы для неприятных подозрений. Но зато на "Окно в Европу" попадают и те фильмы, которые по разным причинам не пролезли на "Кинотавр", и вот там уже много поискового и очень экспериментального кино. Кроме, как уже стало понятно, революционной "Кислоты" с "Кинотавра", в этом году и в начале следующего выйдет немало фильмов, которых на нашем горизонте совсем никак нельзя было ожидать. "Непрощенный" Что это: драма Сарика Андреасяна, которую, впервые за его карьеру, можно серьезно обсуждать. Вопреки тому, что можно было бы думать о фильме Сарика Андреасяна ("Ограбление по-американски", "Землетрясение" и далее по списку), "Непрощенный" с Дмитрием Нагиевым в главной роли — это кино почти не манипулятивное. Скорее его можно описать как мемориальное, хранящее благоговейную тишину. Это реальная история Виталия Калоева, у которого вся семья погибла в авиакатастрофе над Германией по вине диспетчера: в небе столкнулись два самолета, и в одном из них сидела вся его семья — жена, дочь и сын. Что произошло дальше, многие знают из новостей, и сам Сарик держится как может и не дает никаких авторских оценок произошедшему. И пусть не гнушается в некоторых сценах отчаянного символизма (капля крови на фото родных, видящиеся вдалеке силуэты семьи, которой уже нет), но остается довольно беспристрастным наблюдателем, что фильму, такому противоречивому, только на пользу. Дмитрий Нагиев, в этом фильме предельно сдержанный, в то же время максимально перевоплотился в человека взрослого и серьезного, со своими привычками и твердыми убеждениями. То есть, правда, можно смотреть на телеведущего в кадре и не думать о том, что это тот же человек, который в "Больших гонках" командовал "выпускать бычка". Лишь пару раз он в самых драматичных моментах, что называется, "дает петуха" и напрасно переигрывает. К тому же в фильме многовато сцен, которые можно было бы назвать финальными, и они все идут и идут подряд и никак не заканчиваются, и там многовато Нагиева в замедлении (особенно возмущает драматичный троекратный стук в дверь в решающий момент, сопровождаемый аккордами саундтрека, которые звучат с диапазоном секунд так в десять), но все же это первое кино Андреасяна, которое можно обсуждать вслух, а не только качать разочарованно головой. Это, пожалуй, и правда одно из самых неожиданных событий 2018 киногода. В прокате с 27 сентября. "Хрусталь" Что это: новое главное кино о российских 90-х после "Брата". Вообще, говоря про выборгский фестиваль "Окно в Европу", нужно понимать, что он довольно стариковский, существует уже больше четверти века, он довольно периферийный и в плане местонахождения, и в плане значения для национального кинематографа. Его программе присуща излишняя сдержанность, хотя в прошлом году, например, именно здесь удивленные исследователи открыли для себя существование фильма "Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом престарелых". В этом же году и вовсе случилось чудо — фильм "Хрусталь", до этого триумфально выигравший кинофестиваль в Одессе и получивший приз на престижном в целом смотре в Карловых Варах. Это сокрушительно точное и свежее кино о девяностых, выходящее далеко за пределы стереотипов о том, что, мол, в 90-е убивали людей и все бегали абсолютно голые, электричества не было нигде, и только драки за джинсы с кока-колою. В дикие 90-е девочка-рейверша, живущая то дома, то с другом-героинщиком, работающим в видеопрокате, пытается получить визу в Америку и уехать. Она указывает в анкете не тот номер телефона, чтобы обмануть консула по поводу ее работы, и в итоге ей приходится ехать в отдаленный белорусский поселок, где градообразующим предприятием является хрустальный завод, где зарплату работникам давно платят исключительно хрусталем. Там она встречается с постсоветской глубинкой, в которой весело и страшно. Кино о конфликте между городом и деревней, между новым и старым говорит куда больше о 90-х, чем все попытки наших кинематографистов что-то сформулировать об этом безумном десятилетии со времен "Брата". С другой стороны, из "Хрусталя" выясняется, что 90-е, время дикой, безудержной, убийственной свободы, были к тому же дьявольски, по-злому красивым временем. Даже самые болезненно узнаваемые детали (ковер на стене, застолье с майонезными салатами, разбитые дороги, междугородние автобусы, что угодно) отзываются в сердце теплом. В общем, не забудьте это кино, к нему еще много раз будут возвращаться в этом году. Пока в прокат не выходит, но, судя по кулуарным разговорам, этот фильм вполне могут показать в кинотеатрах. "Амбивалентность" Что это: важное и фактурное кино о напрасно прожитой молодости. Двое студентов психиатрического отделения шатаются по Москве. Один — пай-мальчик, занимается стрельбой из лука, хочет любви, но у него, кажется, еще никого не было. Другой спит с его матерью (при его же живом отце), которая работает экскурсоводом в музее и которая вообще-то все еще замужем за отцом ее сына. Именно о его духе мятежном, что просит бури, и снято кино: он ходит в ненавистный институт, пьет в придорожных кафе, лежит на ночной трассе на проезжей части и курит, а еще раз за разом встречается с мамой друга, которая тоже не может сопротивляться соблазну. Это тонкий и очень умный фильм. Сценарий писали авторы "Зимнего пути", другого хита "Окна в Европу", а снимал Антон Бильжо, автор удивительного, ни на что не похожего фильма "Рыба-мечта", вышедшего пару лет назад. Здесь есть и городская лирика, и конфликт между любовью и злой страстью, и дикие, необузданные сцены секса, снятые то в стробоскопе гаснущей и вспыхивающей в застрявшем лифте лампы, то просто с низкой частотой кадров в секунду (ах, эта волнующая сцена с гирляндой! Описать ее нельзя, попробуйте нафантазировать себе свою, пока не видели фильм). Солирует Данил Стеклов, один из главных киноартистов 2018-го (только в этом году выйдет четыре полнометражных фильма с ним). Его герой — немыслимый бунтарь, его друг — опасный консерватор. Их отношения, как и двусмысленные любовные отношения протагониста с занятой женщиной сильно старше его, не закончатся ничем хорошим. Выйдет в прокат, дата релиза пока не известна "Фагот" Что это: очень смелая комедия, снятая на айфон от первого лица. Парень (весь фильм мы смотрим его глазами) все пытается расстаться со своей девушкой, но ему никак не хватает смелости. Они занимаются сексом, ходят куда-то, ругаются, а он все не может придумать отмазку. Наконец он решает заявить ей, что он гей, и с этого момента его жизнь, как и восприятие им самого себя, кардинально меняется. Фильм действительно снят от первого лица, но здесь, как в каком-нибудь "Хардкоре", нету ни экшена, ни крови, здесь одни ироничные разговоры о жизни, и айфоновская оптика восприятию в данном случае очень помогает: примерно так выглядят записи с пьяных кухонных посиделок обычных людей. Этот фильм, конечно, не очень ровный, отдает любительщиной, в нем не лучший звук, в нем много и очень по-человечески ругаются матом. Он короткий, всего час вместе с титрами. И тем сильнее ощущается шокирующе быстрый переход от пошловатой и откровенной комедии к неожиданной трансгрессивной драме. И — да, "Фагот" — это, конечно, не только дудка такая, это еще и faggot, то есть английское ругательство, означающее "гей" и являющееся омографом (то есть словом, которое пишется в транскрипции так же, а произносится по-другому) несчастного духового инструмента. Вот и думайте, о чем на самом деле этот фильм. Пока в прокат не выходит, но, судя по кулуарным разговорам, этот фильм вполне могут взять. Егор Беликов