6 лучших оскароносных короткометражек
В отличие от полного метра короткометражки чаще всего остаются за пределами зрительского внимания, хотя исполнение и смысл, заложенный в них, порой превосходят двухчасовые картины: показать за 11 минут ужасы кровавой войны или социальное неравенство смогут лишь профессионалы своего дела. Мы решили рассказать вам о 6 обладателях премии Оскар, которые длятся всего несколько минут. “История золотой рыбки” (“Histoire d’un poisson rouge”, 1959) Продолжительность: 19 минут В 1959 году свой первый “Оскар” получил исследователь Жак-Ив Кусто — как ни странно, в качестве не режиссера, а продюсера немой короткометражки Эдмона Сешана “Золотая рыбка”. Главный герой ленты — японский мальчик, который не может найти общий язык с одноклассниками-французами. На одном из конкурсов он выигрывает золотую рыбку и селит ее в своей комнате рядом с канарейкой. Когда мальчик уходит по своим делам, в помещение пробирается черная кошка. Она — угроза для рыбки? Нет, это предубеждение. Главная задача “Истории золотой рыбки” — акцентировать внимание на предрассудках, порожденных расовой дискриминацией. В середине ХХ века эта тема было особо актуальна: после окончания Второй мировой войны и, в частности, событий в Перл-Харбор, отношение к выходцам из азиатских стран было, мягко говоря, недружелюбным. Кусто, как сторонник мира во всем мире, попытался подчеркнуть известную аксиому: нет плохих народов, есть плохие люди. “Wasp” (“Оса”, 2003) Продолжительность: 26 минут “Оса” — рассказ о молодой женщине, в одиночку воспитывающей четверых детей. Свидания для нее — непозволительная роскошь, и все же она соглашается пойти на одно из них. Для этого нужно найти того, кто присмотрит за детьми, и придумать, как скрыть от потенциального ухажера многодетное материнство. Эта короткометражка — классический пример британского соцреализма со всеми вытекающими последствиями: съемки производились на ручную камеру под дневным освещением, в картине присутствуют долгие планы, а основной спектр эмоций и характеристик передан без слов (например, уже из визуального ряда становится понятно, что именно бедность вынуждает семью есть на обед сахар). В основу сюжета легла автобиография режиссера Андреи Арнольд: мать родила ее в 16, помимо нее, в семье было еще трое детей. Оса, появляющаяся в нескольких кадрах, символизирует саму главную героиню: она так же бьется об стекло, надеясь вырваться из своего вакуума. “Шестизарядник” (“Six Shooter”, 2005) Продолжительность: 27 минут Еще задолго до “Трех билбордов на границе Эббинга, штат Миссури”, “Залечь на дно в Брюгге” и “Семи психопатов” Мартин МакДона получил золотую статуэтку за короткий метр. До вручения награды о “Шестизаряднике” никто толком не слышал и не знал, поэтому выбор критиков изрядно удивил публику, но после просмотра короткометражки все стало на свои места. Эта история рассказывает о мужчине (Брендан Глисон), который возвращается из больницы, где ночью скончалась его супруга. Вместе с ним в вагоне едет пара, потерявшая ребенка, и молодой человек (Руайдри Конрой), у которого умерла мать. Зная специфику фильмов режиссера, легко догадаться, что будет дальше. Отчасти “Шестизарядник” напоминает раннего Тарантино, но в нем уже присутствуют черты, характерные для авторского стиля МакДоны: длинные диалоги о глупостях и серьезных вещах, хаотично сменяющие друг друга, черный ирландский юмор, маргинальные герои и поиски человеческого предназначения. В негодяях МакДоны есть что-то очаровательное (в последнее время режиссер возложил обязанность за их исполнение на Сэма Рокуэлла), а само насилие не вызывает отторжения. В “Шестизаряднике” впервые появляются кролики — позже они станут аксессуаром в “Семи психопатах”, дополняя образ героя Тома Уэйтса. Как сказал в интервью сам МакДона: “Ну с кроликами все понятно. Я люблю кроликов. Психопатов и убийц — чуть меньше”. “Хор” (“Mindenki”, 2016) Продолжительность: 26 минут Венгерский “Хор” (оригинальное название — “Все вместе”) стал современной версией кино морального беспокойства — фильмов преимущественно польских режиссеров, повествующих об утрате личности и свободы воли в рамках действующего режима. Действие киноленты переносит нас в Будапешт 1991 года. В центре сюжета — девочка по имени Жофи, которая переходит в новую школу, известную своим хором. По условиям директора, выступать в нем может любой, кто любит петь, — умение здесь не главное. Но тогда не собрать столько разных наград и учительница пения придумывает хитрый план. Для маленьких актрис, блестяще исполнивших главные роли, “Хор” стал дебютом. За основу короткого метра режиссер Кристоф Деак взял историю, услышанную от своего друга. Главная идея, которую пропагандирует кинолента, — не нужно бояться, вместе мы сила. “Заика” (“Stutterer”, 2015) Продолжительность: 12 минут Ты можешь быть бесстрашным в Интернете, но что делать с реальной жизнью? “Заика” рассказывает о молодом типографе, который не может найти связь с внешним миром из-за сильного дефекта речи. И пусть в голове у него проносятся целые тирады, в ответ на самые простые вопросы юноша предпочитает молчать. Луч света в темном царстве — девушка Элли, с которой он уже полгода ведет переписку. И все прекрасно до тех пор, пока она не предлагает встретиться вживую. “Заика” получился многогранным: в нем есть дух классического ромкома, но одновременно с этим в фильме затронуты и серьезные темы, такие как адаптация и социализация людей с особенностями и чрезмерная увлеченность современной молодежи онлайн-общением. “Страна игрушек” (“Spielzeugland”, 2007) Продолжительность: 14 минут Германия, 1942 год. Лучший друг маленького Генриха — соседский мальчишка Давид Зильберштейн, за семьей которого вот-вот приедет “воронок”. Пытаясь уберечь своего сына от шокирующей правды, мать рассказывает Генриху, что далеко-далеко есть волшебная “страна игрушек”, в которую и уедут соседи. Стремясь убежать от ужасов войны, мальчик намерен во что бы то ни стало отправиться в путешествие вместе со своим другом. Утром, когда семью евреев забирают в концлагерь, дома не оказывается и Генриха. Мать ищет его на вокзале, но вместо этого видит Давида… “Страна игрушек” посвящена обычным немецким людям — тем, кто в условиях войны был готов пойти на максимальный риск, лишь бы вырвать из хищных лап холокоста соседского ребенка, повинного лишь в том, что он родился в еврейской семье. Режиссер Йохен Фрейданк объяснил, что идея снять подобную короткометражку родилась у него, когда он решал, как объяснить младшему сына шокирующие фотоснимки из новостей. Работа над лентой продолжалась четыре года. По отзывам зрителей, “Стране игрушек” удалось превзойти многие полнометражные фильмы, посвященные Второй мировой войне.