Константин Лавроненко: Когда картина вызывает споры, это хорошо

В конце августа на кинофестивале в Монреале состоится премьера фильма Владимира Аленикова «Странники терпенья» - единственной российской ленты, попавшей в основной конкурс этого престижного «киносостязания». Главную роль в картине сыграл известный актер театра и кино Константин Лавроненко. С ним «ВМ» побеседавала накануне этого события. - Константин Николаевич, первый вопрос, конечно, о фильме, о «Странниках терпенья», за который мы скоро будем «держать кулаки». Продюсер картины Вадим Горяинов в интервью «Вечерке» рассказывал, что вы согласились сниматься, потому что «там есть, что играть». Как игралось? - «Есть, что играть» - понятие обширное. Почему согласился? Да всегда же интересно, когда в том, что предстоит сделать, присутствует какая-то неясность, таинственность, в которую хочется нырнуть с головой, чтобы попытаться узнать и понять своего героя, его историю, а может и себя самого… Персонаж мне достался сложный. И не просто сложный, а спорный, если говорить о неких внешних признаках. Думаю, поэтому и отношение к нему будет у зрителей разным. Но, по большому счету, этот образ заставляет задуматься, что в наших проявлениях есть свет, а что - не свет. Словом, это разговор о том, совместимы ли, все же, гений и злодейство. - С окончательным ответом на вопрос? - Нет, конечно. Мне кажется, невозможно на это дать окончательный ответ, можно только размышлять об этом. Вот, наши размышления на этот счет, надеюсь, в этой истории и будут отражены, а кто будет соглашаться с ними, кто нет – посмотрим. Кстати, картины я сам еще не видел. Надеюсь, что все прозвучит, как надо. Но когда не видел фильма целиком, трудно делать прогнозы. Знаете ведь, как бывает – все, кажется, у картины есть, все сделано правильно, но что-то происходит независимо от нас, и фильм почему-то не получается. Почему – загадка. Как говорят, звезды так сошлись. Так что я не из суеверных представлений, и не потому, что страхуюсь от чего-то, но пока от оценок воздержусь. Хотя у «Странников терпенья» есть все для того, чтобы прозвучать – и материал, и режиссер, и оператор. - Какой аудитории фильм адресован? - Ну не пятилетним, конечно. Это картина для людей думающих, каких у нас много. Думаю, она вызовет споры. Я не говорю о каком-то ажиотаже, о том, сколько народу ее посмотрит, я - о том, что фильм может спровоцировать споры даже между двумя людьми, поскольку способен вызвать как приятие, так и неприятие. Посмотреть эту публикацию в Instagram Публикация от Константин Лавроненко (@lavronenko4769) 17 Апр 2018 в 6:55 PDT - Это кино-размышление? - Пожалуй. Оно непростое, но при этом ясное, как мне кажется. Сюжет картины продюсер нам не раскрыл, естественно, сказав лишь, что это картина «о муках творчества». И определил жанр – психологический триллер. - Вашей партнершей по фильму стала молодая актриса из Польши Мария Сопа. По словам продюсера, она сыграла «выше всех ожиданий». - Соглашусь с этим. Она играла роль глухонемой девушки. Вы понимаете же, какие тут дополнительные сложности для актрисы? Это все равно что играть на чужом языке, который ты не учил никогда, на котором не думаешь. Это очень сложно, но иногда, казалось бы вопреки всему, придает тебе скорости и мощности, поскольку на большом экране ты беззащитен, тебе совершенно не за что и не за кого спрятаться. Вот и Мария была в этом смысле «голая» - у нее не было слов, была только она и роль. И то, как она справлялась с этим, действительно превзошло все ожидания. Поразительно – она была все же не в своей стране, да и молодая совсем, но ни капризов, ни лени какой-то, для человека свойственной, - ничего этого и близко не было, было только какое-то невероятное желание пройти и преодолеть все сложности. Мы, конечно, ее окружили любовью и заботой, ну а она откликнулась максимально. Но хочу убедиться в том, что все вышло, на большом экране. - Не могу не спросить у вас - актера, который много снимается в сериалах. Все же для нашего зрителя это жанр с подмоченной репутацией: долго под названием «сериал» выходили не лучшие мелодрамы или откровенные «развесистые клюквы». Но вот вышел тот же «Клим», где вы играли главную роль. А это серьезная драматическая работа. Все меняется? - Согласен - восприятие такое есть. Хотя, скорее, оно таким было… Да, когда все это начиналось, в том, что сериал и полный метр далеко не одно и то же, была правда. Но сейчас поменялся уже подход к сериалам и у художников - режиссеров, и материал предлагается для съемок иной. Вспомните «Ликвидацию». Посмотреть эту публикацию в Instagram Публикация от Константин Лавроненко (@lavronenko4769) 17 Апр 2018 в 6:54 PDT - Классный сериал! Вы там были Чеканом. - Сергей Урсуляк первый месяц снимал историю про Чекана и говорил – мне кажется, я все уже снял… Вообще в случае с сериалами очень многое зависит от того, как и о чем «на берегу» договариваются режиссер и люди, запускающие картину. Урсуляку продюсеры тогда говорили: ты снимаешь это не как сериал, а как кино! А он отвечал – снимаю, мол, как могу. И это правда: режиссер снимает фильм как может и как хочет. Короче, все зависит от того, кто это делает. - А тем же «Климом» вы довольны? - Мне это слово очень не нравится… Представляете, как забавно будет, если я сейчас скажу: «Да, я собой доволен»? - Ну, это ныне позиция многих… - Не знаю. Скажу иначе: есть что-то такое, за что не стыдно. Практически в любой роли есть. Конкретный сериал, «Клим», сложился: снимавший его Карен Оганесян - человек очень одаренный как на съемочной площадке, так и вне ее, мы многое в фильм вложили, много над ним работали. Мне не стыдно за эту роль, но это не значит, что я собой доволен на все сто процентов. - Вы к себе критичны? - Да, абсолютно, жестко. Но люди, что находятся рядом со мной, вообще все таковы. «Ах, какой я красавец» – это не очень нормальное заявление, разве нет? На самом деле актеры всегда видят свои ошибки. Ты смотришь картину и анализируешь, что так, что не так, что можно с собой делать дальше, а чего делать нельзя. Урсуляк, когда мы работали над той же «Ликвидацией», видел мое лицо, когда я пересматривал дубли, и «заводился»: ну что тебе не нравится опять, когда меня – все устраивает!? И говорил – в шутку, конечно – «Не пускайте Лавроненко к монитору!» Но это норма, поверьте. - Вы очень много снимаетесь, востребованы. Чего нам ждать в ближайшее время – с вашим участием? Кстати, в Кощее из «Последнего богатыря» вас многие узнали только по титрам… - Планов много. Вот сейчас заканчиваем полный метр – фильм «Герой». Там играют Александр Петров, Володя Машков, Света Ходченкова, ну и у меня там роль… А потом будет фантастическая история – фильм по роману «Мы» Замятина. - Неожиданно и интересно – Замятин! - Это будет переработанная, но близкая к роману история. И я там – Благодетель… СПРАВКА «ВМ» Константин Лавроненко – заслуженный артист РФ, единственный из российских актеров получивший приз Каннского фестиваля за лучшую мужскую роль («Изгнание», реж. А. Звягинцев, 2007 год). Лауреат многих престижных наград, из числа последних – «Золотой орел» за роль в телесериале «Клим». На данный момент актер снялся в сорока с лишним фильмах, лауреат «Ордена Дружбы» (2016).

Константин Лавроненко: Когда картина вызывает споры, это хорошо
© Вечерняя Москва