Ещё

От банкротства до взлета: как «Железный Человек» спас Marvel 

От банкротства до взлета: как «Железный Человек» спас Marvel
Фото: Вести Экономика
Москва, 21 августа — «Вести. Экономика» Сегодня Marvel купается в лучах славы и зарабатывает на супергероях гигантские суммы. Почти каждый блокбастер собирает миллионы (а иногда миллиарды) долларов в прокате, становится хитом и чуть ли не главным кинособытием сезона. Компании удалось создать то, о чем конкуренты мечтают, — единую большую киновселенную, где судьбы разных героев пересекаются, так же как в комиксах.
Конечно же, сами комиксы обрели второе дыхание, равно как и пошли в гору продажи многочисленного мерча — одежды, игрушек, компьютерных игр и т.д. Удивительно, но в декабре 1996 года Marvel Comics, одна из самых старых компаний издателей комиксов, объявила о банкротстве. Еще немного — и издательство кануло бы в Лету. Спас компанию Железный Человек.
"Давным-давно, в далёкой-далёкой галактике" два крупных издательства выпускали комиксы про супергероев — Marvel Comics и DC Comics. Их соперничество продолжается и по сей день, но, очевидно, что киновселенная Marvel в разы успешней. Впрочем, в 90-х ни о каком супергеройском кино и речи не могло идти. Поэтому издательства конкурировали лишь за читателя комиксов. В 80-х DC Comics выпускает крайне успешные комиксы: «Кризис на Бесконечных Землях», «Хранители» и «Возвращение Тёмного Рыцаря», не оставив Marvel никаких шансов.
В конце 80-х Marvel купил за $82.5 млн корпоративный рейдер , который, разумеется, был озабочен получением максимальной прибыли от своей покупки. В первый год под управлением Перельмана, чистая прибыль Marvel выросла с $2,4 млн до $5,4 млн, в то время как доходы увеличились с $68,8 до $81,8 млн Как у него это получилось? Перельман поднял цены на комиксы в два раза. Это привело к спекулятивному буму — коллекционеры покупали комиксы по 10 штук в надежде заработать потом на перепродаже. Однако быстрое увеличение номенклатуры комиксов в попытке захватить большую часть рынка и уменьшения издержек на их производство вылилось в снижение качества продуктов компании.
Вскоре разочарованные коллекционеры оценили влияние законов спроса и предложения, не найдя в новых комиксах ни высокого качества, ни редкости. Таким образом, спекулятивный пузырь лопнул, продажи упали, а поклонники комиксов почувствовали себя обманутыми Marvel.
В 1990-х убыток компании составил $48 млн, а долг — $581 млн Приблизительно в это же время членом совета директоров компании Marvel становится Исаак Перлматтер. Он приходит в компанию в нелегкие времена: из неё уходят лучшие авторы — Тодд МакФарлейн («Человек-Паук»), Джим Ли («Люди Икс»), Марк Сильвестри («Росомаха»), Джим Валентино («Стражи Галактики»), а сама компания выпускает серию кроссоверов, которые вносят хаос в целостную вселенную Marvel.
Чтобы хоть что-то заработать, компания продаёт права на своих самых известных персонажей: Человека-Паука отдали компании Sony, Людей Икс и Фантастическую четвёрку 20th Century Fox, Universal купила Халка и Нэмора.
Перельман уже на тот момент догадывался, что будущее — за фильмами, а не за комиксами. Он предложил слияние с производителем игрушек Toy Biz, однако акционеры отклонили план. Тогда Перельман объявил о банкротстве, воспользовавшись главой 11 Кодекса о банкротстве США. Слияние ToyBiz и Marvel всё же произошло, новая компания приобретает имя Marvel Enterprises.
Трансформация Marvel из банкрота в прибыльную компанию происходила в течение 1997-2000-х годов. С 2001 по 2002 год произошли значительные улучшения в финансовой отчетности. Наличные средства выросли более чем в два раза, достигнув уровней, которых никто не видел почти десять лет. Чистая прибыль в 2002 году выросла на 300%, материально-производственные запасы и кредиторская задолженность значительно снизились.
Немногочисленные фильмы с персонажами Marvel, произведенные разными студиями в конце 90-х и начале 2000-х были весьма успешными. Блэйд заработал $70 млн, но Marvel получила только $25 тыс. Фильмы про Человека-Паука собрали $3 млрд, но Marvel получила только $62 млн В 2003-м состоялось историческое знакомство главы председателя совета директоров Marvel Исаака Перлматтера с Дэвидом Майзелем, который подал простую, но весьма неожиданную идею: а почему бы не создать собственную студию, чтобы самостоятельно снимать фильмы по своим комиксам — и забирать себе всю прибыль, не отдавая жадным мейджорам 95%? В качестве примера Майзель привел , умудрившегося выстроить целую киновселенную в обход всех крупных студий. Решиться на такое было сложно — дела только-только начали налаживаться, а траты на производство фильмов могли запросто ввергнуть компанию вновь в многомиллионные убытки.
После ряда реогранизаций и тяжелых судебных исков Marvel Enterprises выпускает ряд новых комиксов, в 2005 году приобретает новое название Marvel Entertainment. Исаак Перлматтер становится исполнительным директором. Тогда же произошло воистину поворотное событие в судьбе Marvel — решение об экранизации «Железного человека».
Интересно, что Marvel долго выбирала персонала для экранизации. Изначально планировалось снять кино с Капитаном Америка, но этот персонаж уже был известен, а фильм о  был чем-то новым. Множество рисковых решений пришлось принять в ходе производства «Железного Человека»: поиск финансирования и условия сделки с банками, написание сценария, привлечение на главную роль отсидевшего в тюрьме и испытывавшего проблемы с наркотиками Роберта Дауни-младшего.
Картина вышла в 2008-м году и успех был ошеломительным — за первые 17 дней кинолента собрала в мировом прокате свыше $430 млн «Железный человек» положил начало уникальной киновселенной Marvel.
Завершает историю успеха сделка по покупке Marvel Entertainment в 2009 году за $4 млрд Дисней не стал менять успешный кадровый состав, лишь предоставив свои ресурсы и занявшись дистрибуцией продукции Marvel, которая тем временем решила создавать масштабную киновселенную.
Первым промежуточным итогом плана по объединению героев в одном фильме стали «Мстители». В США кинолента вышла в прокат 4 мая 2012 года и за первые три дня собрала $207,4 млн, установив рекорд по сборам за дебютный выходной, а в общей сложности картина выручила более полутора миллиардов долларов, войдя в пятёрку самых кассовых фильмов в истории.
Видео дня. Кто едва не сломал карьеру Станиславу Любшину
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео