Войти в почту

Сергей Соловьев: Зритель тянется к нашему кино

24 августа кинорежиссер Сергей Соловьев отметит свой 74-й день рождения. Мастер — преподает, снимает кино, участвует в фестивалях, круглых столах. И, в то время как все размышляют над тем, как сделать, чтобы наше кино стало интересным для вложения денег, Сергей Александрович настойчиво думает о том, как соблюсти интересы «интеллектуального меньшинства». — Сергей Александрович, два года назад мы с вами присутствовали на круглом столе Первого Уральского кинофестиваля. Вы тогда говорили о том, что вас не покидает ощущение, что наш рыночный кинематограф очень скоро «накроется медным тазом». За эти два года ощущение поменялось? — Поменялось. Сейчас произошли какие-то позитивные финансовые изменения. Наши картины стали собирать зрителя. И стали собирать в прокате деньги — это, конечно, очень хорошо. Если бы эти возросшие сборы сопровождались еще каким-то качественным изменением, то нам было бы вдвойне радостнее и веселее жить. Потому что меня как зрителя меньше всего интересуют цифры индустрии. Я в кино-то пришел не из-за цифр, а потому, что однажды был потрясен калатозовской картиной «Летят журавли». — Вы по прежнему считаете, что рыночная экономика хороша только в производстве галош, где можно эффективно сэкономить на подкладке? А в кино она недопустима? — Я помню другую экономику: элитарного Отара Иоселиани никогда не оплачивало Госкино. Его оплачивал коммерчески успешный Гайдай! Причем оба были довольны своей ролью. И я знаю, с каким огромным уважением Гайдай относился к творчеству Иоселиани. — Если качество наших фильмов за эти годы не возросло, то как вы объясняете факт, что наш зритель стал разворачиваться в сторону отечественных фильмов? А цифры вещь упрямая: сборы от российский фильмов в первом полугодии уже составляют порядка 40% общих. Вы считаете, что зритель просто объелся голливудской продукцией и поэтому пошел смотреть отечественные фильмы? — Нет, конечно. Ну, а вы как объясняете, почему такое большое количество наших болельщиков вдруг пошло смотреть чемпионат мира по футболу, хотя мы не слишком-то верили в нашу сборную? Просто есть какие-то вещи… бесспорные. Был общий подъем, желание поддерживать страну, несмотря ни на что. И в кинематографе, я так думаю, сказалась какая-то подобная общая назревшая тяга зрителя к отечественному кино. И вот она очень толково использовалась продюсерами. Двух наиболее успешных картин в нашем прокате продюсером является Леонид Верещагин. Он не только генеральный директор «Студии ТРИТЭ», но еще и превосходнейший продюсер. Я это знаю. Я с ним работал. Поэтому это еще и продюсерское просветление, их победа. Но на основании несомненного успеха нескольких наших картин все же преждевременно делать выводы о том, что все стало хорошо и главные проблемы решены. — Главные проблемы — это отсутствие энергетического посыла в художественности? — Конечно. С залами у нас уже все в порядке. У нас пока не очень получается духовно заинтересовать нашего зрителя. Был период, когда народ повалил за попкорном и трехмерными аттракционами, но все этим уже наелись. И дальше никто туда не пойдет, если там ничего в качественном смысле не изменится. — Первое сентября на носу, вы об этом будете говорить своим студентам, начиная новый учебный год? — Я продолжаю учить своих ребят — у нас дипломный курс. А ребята в современное кино приходят очень хорошие, талантливые, замечательные, прелестные. Если бы их поместить в условия нормальной индустрии кинематографа, то у нас в кино было бы все хорошо. В свое время Ромм нам, своим студентам, сказал: «В режиссуре ничему научить нельзя. Можно только научиться». Это остается в силе и по сей день. Я думаю, что мастера должны сами работать, снимать, и то, что они делают в своих фильмах, и то, как они это делают, — это для студентов и считается главной наукой. Я вообще мало читаю лекций, мало занимаюсь теоретическими вопросами. Я стараюсь, чтобы они ходили на репетиции тех вещей, которые мы делаем, и на этом материале строили свои знания. Мне уже много лет. Поэтому что для меня сейчас действительно важно, так это что-то еще успеть снять. — А что происходит с вашим фильмом «Елизавета и Клодель»? — Фильм повис. Подготовительный этап полностью завершен, мы готовы к съемкам, главные роли должны сыграть выпускницы моей мастерской во ВГИКе. Но никто реально помочь исправлению ситуации не хочет. Чтобы картину доделать, нужны средства. — Фонд кино не хочет поучаствовать? — Нет. Я, честно говоря, уже устал заниматься этим вопросом. Тем более у меня в этом году были такие тяжелые, форс-мажорные обстоятельства (Сергей Соловьев потерял сына. — «ВМ»). У меня такой... траурный год, и никаких шумных публичных мероприятий по случаю грядущего дня рождения не будет. Думаю, придут самые близкие друзья. «ВМ» ПОЗДРАВЛЯЕТ РЕЖИССЕРА С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ И ЖЕЛАЕТ ЕМУ ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ. СПРАВКА Сергей Александрович Соловьев родился 25 августа 1944 года в городе Кемь. Окончил режиссерский факультет ВГИКа. В 1969 году начал работать на «Мосфильме». В 2002 году выступил за создание фестиваля кинематографических дебютов «Дух огня» и является его президентом.

Сергей Соловьев: Зритель тянется к нашему кино
© Вечерняя Москва