Московский кинофестиваль «Будем жить!» стартовал
24 августа поздно вечером на Поклонной горе в специально построенном открытом кинотеатре стартовал VII Московский кинофестиваль «Будем жить!». В церемонии открытия приняли участие президент кинофестиваля, его идейный вдохновитель и основатель народный артист России Евгений Герасимов, директор сети кинотеатров «Московское кино» Светлана Максимченко, народная артистка России Алла Сурикова, заслуженные артисты России Борис Токарев и Людмила Гладунко, артисты Никита Высоцкий и Александр Олешко, режиссер Слава Росс и другие. В жюри основного конкурса в этом году войдут ректор ВГИКа Владимир Малышев, народный артист России Александр Митта. Судейскую комиссию «короткого метра» возглавит Елена Гликман, а конкурса документального кино — режиссер Александр Стефанович. Кинофорум поддерживает правительство Москвы. Начался он с традиционной красной дорожки, по которой под светом софитов прошли гости и участники. В белоснежном кинотеатре-шатре состоялось великолепное красочное киношоу. Киношные маски, конфетти, кинохлопушки, песни хором из любимых зрителями фильмов Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» и «Бриллиантовая рука», празднующих в нынешнем году свои 45-й и 40-й юбилеи соответственно, прозвучали под ночным московским небом. — Этот фестиваль уже седьмой по счету, — рассказывает обозревателю газеты «Вечерняя Москва» Евгений Герасимов. — Он в свое время начинался как альтернативный. Был создан для того, чтобы наши молодые режиссеры могли бы хоть где-то показать свою продукцию. Потому что ни ВГИКовские, ни короткометражные дебютные картины не имели тогда реализации. И доходило до того, что в ту пору в наших вузах — ВГИКе и на Высших режиссерских курсах — начинали учить молодежь, как снимать негатив про современную жизнь и нашу страну, чтобы картина попала хотя бы на один из зарубежных фестивалей. Евгений Герасимов добавил, что такая ситуация была с 1990-х годов и практически до начала фестиваля. — Потому что если кто-то из молодых получил приз за рубежом, потом ему было проще здесь жить, у себя в стране. Ведь он уже призер международного кинофестиваля, и в ту пору получить деньги в Минкульте на новый фильм в такой ситуации ему было проще, — пояснил Евгений Владимирович. — Вот молодые ребята и обратились ко мне с просьбой: «Хотим снимать жанровое кино, разные фильмы. Но мы у себя дома никому не нужны». И тогда я задумал «Будем жить!», назвав кинофорум по фразе героя Леонида Быкова из моего любимого фильма «В бой идут одни старики». И сразу все заиграло по-другому. Ребята получили площадки кинотеатров сети «Москино». Они стали завоевывать призы, не менее знаковые для Минкульта, чем зарубежные награды. Для них это стало началом новой дороги в кинематографическую жизнь. А тревел-блогер Дарья Борисова поделится соображениями о том, как найти тему для авторского блога. Певица и модель Ирина Павлова откроет секреты продвижения личного блога в соцсетях, а гендиректор компании, успешно организующей детские праздники, проведет бизнес-коуч на тему «Сделай бренд в инстаграм». Что же касается певицы и актрисы Тани Герман, то она собирается поведать зрителям, как генерировать хайп. Звучит интригующе. Любой фестиваль богат не только деловой программой, но и незабываемыми минутами общения с мастерами. — Мне кажется, что самой продуктивной идеей в кино является идея преемственности поколений, — рассказывает «ВМ» член жюри фестиваля Александр Митта. — Но новое поколение ей не пользуется. К сожалению. А ведь прежде идея преемственности поколений присутствовала в каждой картине «Мосфильма». Я, например, всегда с интересом смотрю фильмы молодых. И одновременно учу будущих режиссеров. У меня даже есть курс, одна из главных задач которого — научить начинающего режиссера снимать при минимальном финансировании интересные ленты, что называется, «на коленке». Кстати, это и есть название нашего курса. Сейчас молодежь так работает. Демонстрируя, что и «на коленке» можно снять чрезвычайно ярко и интересно. Известный режиссер-документалист Сергей Мирошниченко проведет мастер-класс на тему «Длительное наблюдение за героем», а не менее известный аниматор Иван Максимов, по словам Юрия Норштейна, «создавший свой уникальный мир, который ни с чем не спутаешь», покажет свои фильмы «Короче», «Совы нежные», «Длинный мост в нужную сторону», «Вне игры», «Дождь сверху вниз» и «Потоп», снискавшие множество призов на международных смотрах мира. Максимов уже пятнадцать лет является педагогом ведущей анимационной студии страны «Шар». — В советской анимации работали великие мастера, была школа, — рассказывает Иван Максимов «Вечерней Москве». — Но каждый художник хочет непременно создать собственный стиль или язык. И благодаря этому мы в свое время пришли к тому, что школы как таковой не осталось. Все норовили через «не могу» выпендриться, лишь бы зритель сказал: «О, такого мы еще не видели». На мой взгляд, взгляд бывшего физика-экспериментатора (а я ведь окончил факультет экспериментальной физики Физтеха), подавляющее большинство экспериментов — это неудача. Такова уж сама суть эксперимента! Для того чтобы что-то изобрести, нужно много-много учиться и терпеливо пробовать. В Музее Москвы на Зубовском бульваре пройдет тренинг для участников ХI Московского питчинга дебютантов, а потом и сам питчинг. Получить средства на первый проект — большое искусство, тут важно не просто иметь достойный исходный материал, но и умело его подать. В последнее время снимать в столице стало гораздо проще. Это заслуга «новорожденной» Московской кинокомиссии, которая взяла на себя все нюансы согласования документов в различных инстанциях, а их около тридцати. Думается, что презентация кинокомиссии для профессионалов будет пользоваться в рамках фестиваля особым спросом. Параллельно всем этим замечательным мероприятиям каждый день на разных площадках и в разных программах покажут игровые, документальные, анимационные, короткометражные ленты. Нет смысла перечислять авторов и названия. Лучше один раз увидеть. Но на двух картинах все же хочется остановиться особо. Это документальная лента «Быть в игре» режиссера Софьи Гевейлер, рассказывающая о футболистах российской сборной и чемпионате мира по футболу в России. А в конкурсе полнометражного игрового кино в глаза бросается название «Не чужие» — последний фильм режиссера Веры Глаголевой. Картина была закончена съемочной группой без нее и появится в прокате только в ноябре. Продюсер Наталья Иванова рассказывает любопытные вещи о том, как доснималась лента: участникам съемок часто казалось, что Вера Глаголева откуда-то сверху реально «режиссировала фильм, уже не будучи здесь». Игровых картин в основной конкурсной программе восемь, из них четыре — премьеры. Обращают на себя внимания«Мулла» Амира Галиаскарова и Рамиля Фазлиева, «Грааль Магдалины Егоровой» Наталии Тарадиной,«Замыкание» Татьяны Эверстовой и «Один день лета» Александра Игудиа. А фильмом закрытия станет «Дядя Саша» известного режиссера Александра Гордона с Ольгой Яковлевой, Никитой Ефремовым, Сергеем Пускепалисом, Борисом Березовским в главных ролях. Это почти чеховская история о когда-то успешном режиссере, снимающем свою последнюю ленту назло всем в своем загородном доме. Странные гости, самовлюбленные актеры, чудаковатые соседи и сам режиссер — повод для авторской иронии, а иногда и сарказма. Ну, и чеховское ружье, конечно же, в финале обязательно выстрелит!