Фильмы
ТВ
Сериалы
Актеры
Тесты
Фото
Видео
Прямой эфир ТВ

День российского кино

27 августа российские кинематографисты отмечают профессиональный праздник — День российского кино. В этот день в 1919 году был принят Декрет Совета народных комиссаров РСФСР о национализации кинодела в Советской России. С этого времени все частные кинотеатры, студии, прокатные конторы, а также вся фото- и кинематографическая торговля и промышленность перешли в ведение Народного комиссариата просвещения. Однако само российское кино существовало и было любимо зрителями задолго до декрета.
День российского кино
Фото: РИА НовостиРИА Новости
В 1908 году режиссер и предприниматель Александр Дранков поставил первый русский игровой немой короткометражный фильм "Понизовая вольница" (""). В 1910-х годах ("Дворянское гнездо"), ("Пиковая дама", "Отец Сергий"), ("Сумерки женской души", "Преступная страсть") и другие мастера режиссуры создали конкурентоспособный жанровый кинематограф, где нашлось место и экранизациям русской классики, и мелодрамам с детективами, и военно-приключенческим боевикам.
В 1911 году фирма Ханжонкова "по высочайшему соизволению" сняла невероятно сложную по тем временам картину "Оборона Севастополя" с натурными батальными сценами. Ко второй половине 1910-х годов в России зажглись звезды экрана — , , .
Октябрьская революция 1917 года послужила многим известным российским кинематографистам трамплином на Запад. На смену серебряному веку российского кино пришел советский киноавангард 1920-х. Идеологическая цензура в те времена еще мало интересовалась формой художественного текста, что позволило режиссеру экспериментировать с "монтажом аттракционов" в его знаменитых фильмах "Броненосец Потемкин" (1925) и "Октябрь" (1927). "Броненосец Потемкин" стал самым первым почти цветным отечественным кинофильмом с раскрашенным на черно-белой пленке вручную красным флагом. Звук в отечественный кинематограф пришел лишь в 1931 году с фильмом "Путевка в жизнь" Николая Экка.
Фаворитами российского кинематографа 1930-х годов стали режиссеры, сумевшие не только освоить новые выразительные возможности звука, но и создать идеологическую мифологию "Великой Революции" — братья Васильевы ("Чапаев"), ("Ленин в Октябре", "Ленин в 1918 году") и ("Великий гражданин").
Недавний ученик и ассистент Сергея Эйзенштейна — ("Веселые ребята", "Цирк", "Волга-Волга") стал официальным королем комедии 1930-х, а его жена — главной звездой экрана.
Великая Отечественная война (1941-1945) резко изменила тематический и жанровый спектр российского кино. После пилотных короткометражек "Боевых сборников" появились полнометражные фильмы о войне — "Радуга", "Нашествие", "Она защищает Родину", "Зоя" и другие. В конце 1940-х годов снимались эпопеи о революции и войне ("Незабываемый девятнадцатый", "Сталинградская битва"), историко-биографические повести об ученых ("Жуковский", "Пржевальский"), полководцах ("Адмирал Нахимов", "Адмирал Ушаков") и деятелях искусства ("Композитор Глинка", "Белинский"). Резко сузившийся развлекательный киноспектр был представлен комедиями Григория Александрова ("Весна") и ("Кубанские казаки").
"Оттепельная" либерализация кремлевского курса второй половины 1950-х (после смерти Сталина) вызвала резкое увеличение фильмопроизводства и приток режиссерско-актерских дебютов. Заметной фигурой стал ("Сорок первый", "Баллада о солдате", "Чистое небо"). Шедевр режиссера и оператора Сергея Урусевского "Летят журавли" завоевал "Золотую Пальмовую ветвь" Каннского фестиваля.
В середине 1960-х была фактически объявлена война российскому авторскому кино, не укладывавшемуся в рамки соцреализма. Самой знаменитой жертвой этих цензурных холодов стал фильм "".
Вместе с тем "оттепель" позволила выйти на экраны не только артхаусным фильмам Андрея Тарковского ("Иваново детство"), ("В огне брода нет") и ("Крылья"), но и подарила зрителям удовольствие настоящего развлечения в комедиях ("Операция "Ы", "Кавказская пленница", "Бриллиантовая рука"), ("Берегись автомобиля!") и ("Я шагаю по Москве").
В 1970-1980-е годы выдающиеся фильмы наказывались минимальным тиражом и прокатом ("Зеркало" и "Сталкер" Андрея Тарковского, "Парад планет" , "Мой друг Иван Лапшин" ). Но в то же время были сняты такие шедевры, как "Печки-лавочки" и "Калина красная" , "Начало" и "Прошу слова" Глеба Панфилова, "Неоконченная пьеса для механического пианино", "Пять вечеров" и "Несколько дней из жизни И.И. Обломова" , "Слово для защиты" и "Охота на лис" Вадима Абдрашитова, "Чужие письма" и "Объяснение в любви" , "Полеты во сне и наяву" и "Поцелуй" , "Военно-полевой роман" и многие другие.
Посещаемость кинозалов в России была одной из самых высоких в мире. Десятки миллионов зрителей смотрели комедии Леонида Гайдая ("12 стульев", "Иван Васильевич меняет профессию"), Георгия Данелии ("Афоня", "Мимино"), Эльдара Рязанова ("Ирония судьбы", "Служебный роман", "Вокзал для двоих"), зрелищные ленты ("Белое солнце пустыни") и ("Экипаж"). Абсолютными рекордсменами проката тех лет стали мелодрама "Москва слезам не верит", завоевавшая "Оскар", и боевик "Пираты ХХ века" .
"Перестройка" середины 1980-х годов на первых порах стимулировала творческую энергию кинематографистов. Были выпущены на экраны ранее запрещенные фильмы. Переломным в истории отечественного киноискусства стал фильм "Покаяние" (1987). В жанровой палитре особое место заняли антиутопии и кинопритчи (фильмы , Вадима Абдрашитова, , , , и др.).
После системного кризиса в 1990-х годов в 2000-х годах на экране появилось большое количество произведений высокого качества, авторами которых становились как признанные мастера российского кино, так и новые талантливые кинематографисты. Постепенно России втянулась и в производство сериалов, которые пользуются все большей популярностью, поскольку такой формат позволяет полнее раскрыть сюжет и персонажей.
Советские и российские кинематографисты получили широкое международное признание. Лауреатами престижной премии "Оскар" стали шесть советских/российских кинолент: в 1943 году — документальный фильм и "Разгром немецких войск под Москвой"; в 1969 году — "Война и мир" ; в 1976 году — "Дерсу Узала" (совместное производство СССР и Японии); в 1981 году — "Москва слезам не верит" Владимира Меньшова; в 1995 году — "Утомленные солнцем" Никиты Михалкова; в 2000 году — анимационный фильм "Старик и море".
Сегодня российское кино остается драйвером рынка кинопроката в стране в целом, значительно опережая иностранный контент по темпам прироста зрителей и кассовых сборов. В 2017 году доля российского кино достигла рекордного значения за последние 10 лет — 25,6%. В первом полугодии 2018 года доля российского кино в кинотеатрах страны достигла 40% (в I полугодии 2017 года — 23,1%, в I полугодии 2016 года — 22,4%).
За январь-июль 2018 года отечественные фильмы в кинотеатрах посмотрели 42,4 миллиона зрителей, что на 15,6 миллиона зрителей больше, чем за аналогичный период 2017 года. Совокупные кассовые сборы российских фильмов составили 10,2 миллиарда рублей, на 57% превысив показатели аналогичного периода 2017 года. В десятку крупнейших картин по объему зрительской аудитории спортивные драмы "Движение вверх", "Лед" и "Тренер".
История праздника День российского кино началась в 1980-х годах. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 года "О праздничных и памятных днях" день 27 августа получил официальный статус и стал называться Днем советского кино.
В редакции Указа Верховного Совета СССР от 1 ноября 1988 года "О внесении изменений в законодательство СССР о праздничных и памятных днях" праздник был переименован в День кино. Потом этот день решили перенести на 28 декабря (в этот день во всем мире отмечается Международный день кино).
Некоторое время День кино в России не отмечался. В 2001 году в службе кинематографии День российского кино решили возобновить.
27 августа во всех крупных городах страны проходят кинопоказы, встречи с актерами и режиссерами, разнообразные мастер-классы. Дню российского кино посвящена федеральная акция "Ночь кино".
К празднику российских кинематографистов и Дню города Москвы в столице приурочен кинофестиваль "Будем жить!". Основная цель кинофорума — знакомство москвичей и гостей столицы с новыми отечественными картинами и их создателями; расширение зрительской аудитории посредством организации показов под открытым небом, в библиотеках и музеях, а также продвижение работ молодых кинематографистов.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников