«Там же Юг. Культура!»: как на Кавказе снимали «Любовь и голуби» и другие киношедевры
27 августа в России отмечают день отечественного кино. Многие российские фильмы обязаны красивой «натурой» Ставропольскому краю. На большом экране засветились Кисловодск, Пятигорск, Ставрополь и даже Невинномысск. Александр Сокуров. «Спаси и сохрани» (1989) Авторский фильм Александра Сокурова «Спаси и сохрани» был снят по роману Гюстава Флобера «Госпожа Бовари». Кисловодск прекрасно справился с ролью французской провинции. В фильме можно узнать бывший дом нефтепромышленника Дружинина на площади Пятачок. Курортный парк стал Ионвильским лесом. А в Аликоновском ущелье были выстроены декорации в виде целого городка. Сокуровскую Бовари в России недопоняли и быстро забыли, а вот на Монреальском кинофестивале картина получила главный приз. Во Франции на международном фестивале в Дюнкерке фильму достался гран-при. Леонид Гайдай. «Жених с того света» (1958) Гайдаевская комедия «Жених с того света» почти полностью снималась в Кисловодске. И говорят, что железнодорожный вокзал, колоннада и проспект Дзержинского ниже Каскадной лестницы, «засветившиеся» в фильме, с тех пор почти не изменились. Съемки одного из эпизодов с участием Ростислава Плятта проходили в здании городской библиотеки, у входа в читальный зал. Поклонники великого актера и сейчас могут пойти на улицу Красноармейскую, 2, и сделать селфи на месте съемок. Кстати, Ростислав Плятт несколько детских лет провел в Кисловодске. Его мама страдала легочным заболеванием, и семья перебралась из Ростова-на-Дону на Кавказ. После выхода «Жениха» Гайдай решил больше за комедии не браться. Этот фильм едва не стоил ему карьеры. Гайдаевский юмор сочли излишне едким и саркастичным, а картину — вредной и неталантливой. Цензура сократила почти половину сцен, после чего у режиссера обострилась язва, и он вновь отправился на Кавминводы — теперь уже лечиться. К счастью, позднее Гайдай изменил свое решение и снял еще много замечательных комедий, которые зрители с удовольствием смотрят до сих пор. На фоне «Кавказской пленницы», «Бриллиантовой руки», «12 стульев» и «Ивана Васильевича…» его первая комедийная лента забылась. Но старожилы Кисловодска до сих пор помнят крылатую фразу героини Рины Зеленой: «Жених начинает петлять!» Леонид Гайдай. «Двенадцать стульев» (1971) За год до выхода романа «Двенадцать стульев» писатели Илья Ильф и Евгений Петров посетили Пятигорск. Это путешествие определило книжную, а потом и киношной натуру. Остапу Бендеру суждено было продавать билеты у грота Лермонтова, а Кисе Воробьянинову — просить милостыню у входа в парк Цветник. Вот только в фильме Гайдая Остап с самодельными билетиками появляется вовсе не у грота, а на горе Горячей. Помните, герои торговались с монтером Мечниковым («Утром — деньги, вечером — стулья!»)? Сцена снята в парке Цветник на фоне Лермонтовской галереи. Потом ночью они несли стулья мимо каменного забора, где их вспугнул полицейский, и они присели прямо у двери с надписью «Прокурор». В реальной жизни эта дверь ведет не в прокурорский кабинет, а в обычный пятигорский дворик. Его жители, кстати, до недавних пор и не знали, что живут за такой знаменательной дверью. Тем не менее на стене забора все еще остались следы от дюбелей, на которые прикручивали вывеску. Владимир Меньшов. «Любовь и голуби» (1984) Нашествию кинематографистов не раз подвергались и Ессентуки. Зрители помнят известную сцену в санатории из легендарного фильма «Любовь и голуби», когда Василий Кузякин и Раиса сидят на тренажерах на «курорте органов движения» и Раиса рассказывает своему сельскому другу о «гуманоидах невысокого роста». Владимир Меньшов усадил своих героев на тренажеры в Цандеровском институте Механотерапии. Между прочим, сюда закрался киноляп. Василий на курорте ходил в одном галстуке, а в тренажерном зале — уже в другом, в синем. И только потом на рынке они с Раисой подбирают «к глазам» именно тот — синий галстук. Владимир Вайншток. «Всадник без головы» (1973) Экскурсоводы часто рассказывают туристам, что на местных каньонах снимали советско-кубинский вестерн «Всадник без головы». Порой даже уверенно показывают на отвесные скалы в окрестностях Кисловодска, где якобы проходила тропа таинственного всадника. Но отыскать доказательства этому факту так и не удалось. Более вероятно, что горы и скалы в фильме крымские. Единственная косвенная связь с Пятигорском у этого фильма в том, что Энрике Сантистебан, сыгравший главаря банды, также исполнил роль Кисы Воробьянинова в кубинской версии «Двенадцати стульев». Искра Бабич. «Мужики!» (1981) Сельские сцены фильма, ставшего лидером советского проката в 1982 году, снимались в селе Татарка в окрестностях Ставрополя. Съемки также проводились в Ставрополе и Невинномысске. Например, эпизод отъезда семьи в другой город снимался на ставропольском железнодорожном вокзале. Эпизодическую роль в фильме сыграл местный таксист. Но он сослужил еще одну службу создателям фильма, которым пришлось работать с целым детским садом — тремя маленькими актерами, которые шалили и даже дрались на съемочной площадке. Угомонить их можно было, только пригрозив отдать таксисту. Александр Котт. «Герой нашего времени» (2006) В России было снято пять экранизаций романа Лермонтова, самая полная версия — сериал Александра Котта. Вполне логично, что декорациями для съемок послужили те самые места, что так живо описал Михаил Юрьевич, хорошо знавший Пятигорск и его окрестности. Создателям фильма пригодился и Машук, и Березовское ущелье, и Белая вилла Ярошенко, и музей «Домик Лермонтова». B сквере рядом с Домиком были выстроены декорации, и местные жители стали свидетелями забавной сцены. Когда Игорь Петренко, игравший Печорина, готовился к съемкам, из кустов выскочила поклонница и набросилась на артиста. Он от неожиданности поцеловал ее. Потом чувствительную особу «откачивали» сотрудники музея, а та не переставала повторять: «О боже, он меня поцеловал! Как же я теперь буду жить?!» Для сцены дуэли Печорина и Грушницкого выбрали, разумеется, Лермонтовскую скалу — ту самую, которая и была описана в «Княжне Мери». Говорят, и Эмир Кустурица, увлекшийся в последнее время российской классической литературой, тоже думает экранизировать Лермонтова. Но, судя по тому, что героев экранизаций Достоевского «Идиот» и «Преступление и наказание» кинорежиссер собрался перенести в современный Китай, еще неизвестно, куда занесет Печорина.