Войти в почту

10 главных фильмов о Дальнем Востоке

«Дерсу Узала» Акира Куросава, 1975 Фильм основан на реальных событиях, о которых российский писатель и путешественник Владимир Арсеньев рассказал в романах «По Уссурийскому краю» и «Дерсу Узала». В 1902 году Арсеньев вместе с проводником, таёжным охотником, ненцем Дэрчу Оджалом отправляется в пятилетнее путешествие по неизведанным местам Уссурийского края, и тот приготовил им множество испытаний. Тогда ум и сила проводника поразили Арсеньева, и Дэрчу стал прототипом литературного героя Дерсу. Романы о суровой красоте Дальнего Востока, его характере, опасностях и о коренных народах, чьим представителем являлся Дерсу Узала, переиздавались в России, а потом и в Советском Союзе несколько раз. Акира Куросава — один из самых влиятельных режиссеров в истории мирового кинематографа — не очень церемонился с хронологией событий, но оставил в фильме то, что убрала из романов советская цензура, — Бога. Через год проката фильм «Дерсу Узала» получил премию «Оскар» как лучший иностранный фильм, показанный в США. В память об отважном проводнике именем Дерсу Узала назван астероид, новый вид жука, село в Приморском крае и даже Фонд развития экотуризма. «Злой дух Ямбуя» Борис Бунеев, 1977 В основу фильма легла одноименная повесть Григория Федосеева о геодезической экспедиции в Хабаровском крае. В районе горы Ямбул друг за другом пропадают три человека из состава команды экспедиции. Племя эвенков рассказывает коллегам исчезнувших о таинственном духе Ямбула, который недавно унёс с собой так же и двух эвенков. Подозрения внутри команды, версии убийств, мистика и страх перед тишиной северной тайги достигают своего предела, когда все узнают правду. Фильм Бориса Бунеева не изменил повествования книги, а только дополнил его широкими панорамами северной тайги. В съёмках участвовали жители села Иенгра Якутской области и несколько эвенкийских охотников: раньше они никогда не имели дело с камерой, но показали зрителям настоящий мир малых народов Дальнего Востока. Поэтому «Злой дух Ямбуя» понравится не только любителям хорошего советского приключенческого триллера, но и тем, кто всерьез интересуется бытом, образом жизни и мышления малочисленных народов России. Фильм «Злой дух Ямбуя» стал лидером кинопроката 1978 года и обладателем премии Джека Лондона за лучший художественный фильм на французском кинофестивале. «Сто радостей, или Книга великих открытий» Ярослав Лупий, 1981 фильм, снятый по произведениям Виталия Бианки. Маленький мальчик приезжает с родителями погостить к дяде Мише в тайгу и влюбляется в нее навсегда. Каждый день он проводит наедине с лесом, как с другом, которого начинает полностью понимать. Ему кажется, что дядя Миша — это лесовичок, призванный сохранить целостность окружающего мира. А все животные будто говорят с мальчиком на человеческом языке и поверяют ему свои тайны. Это настоящее волшебство, возможное только в детстве, но этот мир уже больше никогда не отпустит мальчика. Он становится студентом, изучает биологию и регулярно возвращается в тайгу. От дяди Миши узнает про лося, которого невозможно поймать, увлекается охотой на него. И когда лось уже на мушке, юноша понимает, что выстрелить не может. Вот так и меняется его жизнь, он больше не охотится. Молодой человек теперь защищает, а не разрушает. Выдающаяся работа Ярослава Лупия о настоящем человеке, о гуманизме и любви к природе. «Как я провёл этим летом» Алексей Попогребский, 2010 Павел Данилов, практикант-техник, приезжает на глухую чукотскую метеостанцию. Навигация с островом раз в три месяца, единственная связь с Большой Землей — голос по рации, единственное развлечение — прогулки по острову с двустволкой, единственный человек рядом — начальник станции Сергей Гулыбин, мужик мрачный и нелюдимый. И вот однажды, когда Сергей ушёл на рыбалку, голос по рации передаёт Паше, что с семьёй начальника произошёл несчастный случай. Павел оказывается перед выбором: стать послом плохих новостей или промолчать. Ошибка, которую он допустил, в одном: выбирал Павел слишком долго. Вначале вам покажутся странными затяжные, на полминуты, кадры окружающего пространства. Может быть, вы даже решите, что видео зависло. Это не так. Отвесные скалы, холодное буйное море, пустынные равнины, густой туман — это Чукотка, третий и полноправный герой фильма. Хмурый, угрюмый, жестокий, но удивительно сильный герой. Поймёте его и, возможно, вы поймете этих двух людей, оставшихся наедине друг с другом. Работа российского режиссера Алексея Попогребского стала настоящим событием на Берлинском кинофестивале в 2010 году. Тогда главные награды — трёх берлинских медведей — получили актеры Сергей Пускепалис и Григорий Добрыгин за лучшую мужскую роль и оператор Павел Костомаров «за выдающийся вклад в искусство». «Книга тундры. Повесть о Вуквукае — маленьком камне» Алексей Вахрушев, 2011 Документальный фильм Алексея Вахрушева об удивительном человеке. Вуквукаю 72 года, он живет в глубине Чукотского полуострова — в Чаунской тундре. В переводе с чукотского его имя означает «маленький камень». Вуквукай живет по своим традициям и продолжает дело предков — пасет оленье стадо, которое насчитывает около 14 000 голов. Он верит в древнюю культуру чукчей-оленеводов и в силу традиций, потому что в них всегда верил его род. Поэтому Вуквукай жалеет, что один из его четырех сыновей не стал оленеводом, нарушив связь с предками и преданность традициям. Сын погиб, добывая на приисках золото. В «Книге тундры» показан особенный мир особенных людей: они говорят на своем, непонятном языке, живут в треугольных домах посреди холодной пустоши, и даже самая суровая метель не кажется им страшной. Они верят в своих богов и занимаются делом, о котором многие даже не слышали. Поэтому «Книга тундры» обязательна к просмотру: может, она опровергнет убеждение, что в мире не осталось ничего необычного. «Близкий Дальний. Предчувствие судьбы» Алексей Сергиенко, 2012 Документальная лента Алексея Сергиенко о Дальнем Востоке — фильм в двух частях. Этот фильм не о том, как всё хорошо, этот фильм о том, как всё на самом деле. Огромная территория России, которая всегда чувствовала себя обособленной и немножко забытой. Запасы, которые всегда использовались неравномерно, люди, которым всю жизнь приходится бороться за благополучие. Режиссер задает главный вопрос: что ждет Дальний Восток? И отвечать на него будут обычные люди, встреченные в самых разных местах — в церкви, в порту, на кладбище или на улице. В 2012 году фильм показали на телеканале «Россия» после проведения международного саммита во Владивостоке. Но картина осталась практически не замеченной: она шла в позднее ночное время — его никак нельзя назвать прайм-таймом. «Территория» Александр Мельник, 2014 В фильме разворачивается реальная история: показано, как добывали золото в Советском Союзе. Магадан, поселок Певек. Территория, на которой должно быть золото, необходимое после войны, приносит только олово. Разработки остановлены, управление закрывают, но главный инженер Илья Чинков убеждён, что золото есть. А главное, он убеждён, что добудет его, нужно только найти людей, верящих в это так же сильно. Съёмки фильма проходили около полутора лет, три месяца из них съёмочная группа провела на плато Путорана, где не было ни сотовой связи, ни Интернета. Если вы хотите насладиться качеством съемки, если вам нужны красивые места, приключения, драма, вы хотите испытать страх, радость, гордость и даже патриотизм — этот фильм определенно для вас. «24 снега» Михаил Барынин, 2016 Фильм рассказывает о коневоде, который большую часть года живет в невыносимых условиях тундры в сотнях километрах от ближайшего населённого пункта. Он проводит всё больше и больше времени вдали от деревни, встречаясь с семьёй лишь несколько раз в году на празднике коневодов и привозя мясо домой и чувствует себя чужаком в родном доме. «Изнуряющий быт севера ставит человека перед самым тяжелым выбором — кто он на самом деле», — говорится в описании фильма. Документальный фильм молодого режиссёра Михаила Барынина о жизни якутского коневода получил приз зрительских симпатий 38-го Московского международного кинофестиваля. Корреспондент DV поговорил с режиссером о съемках в экстремальных условиях якутской зимы. «Медведи Камчатки. Начало жизни» Владислав Гришин, Ирина Журавлева, 2018 Это история двух медведиц и их детёнышей — Самапятой с четырьмя малышами и Теслы с двумя медвежатами. «Медведи Камчатки» — особенный фильм, отличающийся от привычной природной документалистики двумя принципиальными моментами: во-первых, основные съёмки практически беспрерывно длились на протяжении семи месяцев — это долгий срок, а во-вторых, у фильма не было сценария — он показывает жизнь медведей такой, какая она на самом деле — без стандартных драматургических приёмов и киношных трюков.Фильм получился обширнее, чем задумывался изначально, — он и рассказывает интересную историю, и показывает хрупкость этого мира, и даёт особенные свидетельства жизни медведей. Это не научно-популярный фильм в классическом понимании и не выпуск «В мире животных» — это самостоятельная история. «Царь-птица» Эдуард Новиков, 2018 Фильм рассказывает о 30-х годах XX века. Это история о том, как дикий орел, который считается священной птицей, залетает в дом к двум людям, хозяева не выгоняют его, а наоборот, начинают подкармливать. На фоне этой ситуации разворачивается целая психологическая история о человеческих отношениях. Якутская лента «Царь-птица» получила главный приз 40-го Московского Международного кинофестиваля. Решение присудить создателям кинокартины награду «Золотой святой Георгий» принимало жюри во главе с итальянским продюсером Паоло Дель Брокко. Читайте далее: 10 главных книг о Дальнем Востоке

10 главных фильмов о Дальнем Востоке
© Дальний Восток