Войти в почту

Альфред Доббельт. Как попасть в кино из-за нужды и полюбить его на всю жизнь

Сведений об Альфреде Доббельте немного, ещё меньше упоминаний о нём в различных источниках — человек словно бы исчез для истории. Вместе с тем его судьба при внимательном рассмотрении напоминает киноплёнку или старую фотографию. Чем больше её рассматриваешь, тем привлекательнее она становится, явными становятся незаметные, казалось бы, черты, рассказывающие и о человеке, и об эпохе. Стрельба по экрану Альфред Доббельт родился 3 декабря 1903 года в Рязани, в семье обрусевших немцев. Человеком нашего края он был только по рождению: отец, сотрудник конторы Нобеля, оказался в Рязани по делам службы, а большая часть жизнь Доббельта прошла в Павловске и Петрограде, куда семья переехала в 1918 году. Однако сам кинематографист всегда говорил, что он рязанский. Жизнь Доббельта определили сложные жизненные обстоятельства: в 1918 году умирают от тифа его родители, он остаётся с младшей сестрой на руках. Чтобы выжить, Альфред начинает работать тапёром в кинотеатре, параллельно учась в Институте живых восточных языков и в Консерватории. Тогда же юноша осваивает и профессию киномеханика. Познания в «важнейшем из искусств» помогли Альфреду в дальнейшем, когда, бросив учёбу, он попал в Военную школу лётчиков-наблюдателей. Там Доббельт работал оператором и возглавлял кинолабораторию, снимавшую так называемые кинотиры — специальные фильмы, которые помогали будущим лётчикам учиться стрелять по движущимся целям. Транслировались они на бронированном экране. «Наши» герои в «их» сюжете В 1926 году Альфред Доббельт совместно со спортсменом Борисом Никифоровым создаёт объединение «Трудкино», выпускавшее спортивные комедии. Были в репертуаре участников объединения и другие работы, например, «Знак "Зерро" на селе», снятая в 1927 году. Фильм был подражанием американской картине «Знак Зорро». Картина получила недоброжелательные отзывы, однако критиковалась в большей степени идеология подражания зарубежным оригиналам. А у зрителей лента пользовалась успехом: приключения советских героев по сюжету американских фильмов были понятны и доступны публике. «Трудкино» проработало до 1930 года, когда было расформировано, а Доббельт занялся выпуском научно-популярного и документального кино в качестве режиссёра-оператора. Пригодилось ему и музыкальное образование, пусть и неоконченное: он озвучивал свои фильмы. 11 лет и 200 хроник Но никакие знания и работы не уберегли Доббельта от репрессий — он был арестован и провёл в лагерях 11 лет. Выжить помогло искусство: он был концертмейстером в любительском театре, который создал начальник колонии. Когда в 1949 году срок закончился, Доббельт остался в Кирове и вернулся к съёмкам — неофициально, так как публично устроиться на работу не мог. В 1954 году, уже вернувшись в Ленинград, Доббельт продолжил заниматься кино — устроился работать на «Ленкинохронику». За три года он снял здесь около 200 фильмов для популярных киножурналов. Работа требовала частых разъездов и напоминала деятельность современных собственных корреспондентов крупных информагентств в регионах: за каждым оператором закреплялись свои точки, где они должны были снимать крупные события. Доббельт отвечал за Брянск, Калугу, Смоленск и Калининград — и установленный план в четыре сюжета с каждой «точки» перевыполнял. Работы отличалась новизной приемов: если раньше операторы снимали каждый план со стационарной точки, то Доббельт старался снять всё одним планом, переходя с точки на точку. Главное — разрешили снимать Это новаторство привело к скандалу: однажды во время выступления высокого чиновника у Доббельта во время его забега проверили документы. Выяснив, что он отсидел, его перестали допускать к освещению политических событий. Но Доббельт был рад и тому, что его оставили работать — снимал и снимал, соскучившись в лагере по камере и кино. В 50-60 годы Доббельт снимал игровое кино в качестве оператора, позже, после выхода на пенсию, работал для заводов «Пролетарский» и «Электросила». Здесь он основал свою лабораторию, которая выпускала готовый продукт: Доббельт один и и сочинял сценарии, и снимал, и монтировал, и писал музыку для них. Мечтал снимать художественные фильмы, но не успел — ушёл из жизни в 1982 году. До наших дней из его огромного наследия уцелели лишь научно-технические фильмы, а не игровые ленты. Но и они, несмотря на готовый шаблон, рассказывают нам о судьбе талантливого человека, волею судеб оказавшегося вычеркнутым из истории кино. Использованы материалы из сборника «Рязанская старина»

Альфред Доббельт. Как попасть в кино из-за нужды и полюбить его на всю жизнь
© 62info.ru