Войти в почту

"Слоны могут играть в футбол": драмеди о том, почему так трудно сбежать от одиночества

На восьмом сахалинском кинофестивале "Край света" показали фильм "Слоны могут играть в футбол" Михаила Сегала — одну из самых примечательных российских работ этого года, представленных в конкурсной программе. Премьера картины состоялась на "Кинотавре" в Сочи, но не получила никаких наград. Однако вполне возможно, что именно этот фильм удостоится приза жюри на "Краю света". Дмитрий (Владимир Мишуков) — руководитель преуспевающей столичной компании. Режиссер до последнего умалчивает, чем же конкретно занимается герой, да это и не важно. Важно то, что в этой компании зарабатывают деньги, а Дмитрий — человек, который добился в этом наибольших успехов. Да и со здоровьем у него все в порядке. В свои 40 с лишним Дмитрий каждое утро стабильно делает планку, питается здоровой пищей и выглядит великолепно. И живет он себе счастливой холостяцкой жизнью, пока не случается ему по работе отправиться в свой родной город N. Там он собирается представить бизнес-проект, а между делом навестить друга детства Семена (его играет сам Сегал). И приезжает Дмитрий точно на 17-летие дочери друга Маши. Семен рассказывает о том, какое это счастье — иметь взрослую дочь, и предлагает дать девочке пару советов по поступлению в универ. В этот момент внутри у главного героя все и переворачивается. Немного позднее Дмитрий зовет дочь своего друга гулять, пьет с ней чай, гуляет по крышам и даже катается на Машиной яхте (да, оказывается, у 17-летней девочки есть яхта и она — самый настоящий капитан морского судна). А после этой встречи Маша неожиданно ночью прибегает к нему в отель, вся мокрая после дождя и сходу укладывается к нему на кровать. Ну что, ждете гадости? А ее не будет. Потому что дальше Дмитрий несколько раз предложит позвонить родителям Маши, а когда выяснится, что они уехали, соберется аскетично спать на полу. На что девочка ему заметит: "Да ложитесь на кровать, она же огромная. Тут слоны играть в футбол могут". И Дмитрий примет это предложение, но стыдливо ляжет солдатиком на самом краю кровати. Потому что это ему не нужно. А что ему нужно, до самого конца будет непонятно даже самому главному герою. После возвращения в Москву Дмитрий продолжит ухаживать за чужими дочерьми. И каждый раз режиссер будет всячески намекать нам на какую-то возможную интимную близость. Каждый раз нам будет казаться, что герой пытается найти себе пассию помоложе и затащить ее в кровать. Отнюдь. Это не тысячная интерпретация "Лолиты" или очередной рассказ про маньякоподобного героя. Сегал, для которого это третий фильм (до этого были такие же трагикомедийные "Рассказы" и псевдоисторическое "Кино про Алексеева", оба этих фильма на новый не похожи категорически), копает гораздо глубже. Он показывает, как, даже будучи топ-менеджером, можно оставаться инфантильным. Утром тиранически отчитывать подчиненных и коллег за трехминутное опоздание, а вечером выслушивать заезженные советы от родителей по скайпу. Быть скрупулезным в плане бизнеса и абсолютно не уметь не общаться с девушками, которые иногда выглядят на фоне Дмитрия если не более интеллектуальными, то как минимум более трезво смотрящими на жизнь. И все же причина бесконечных потуг главного героя — не желание вспомнить свои 20 лет. А попытка найти в молодой девушке все сразу — и любящую половину (но лишь в платоническом смысле), и в большей степени — любящую дочь, которой у него никогда не было. Чтобы прожить ту жизнь, которая у него могла бы быть. Чтобы убежать от безраздельного одиночества, от которого не спасут ни высокий статус, ни крутая машина, ни занятия планкой. И не имеет значения, что дало толчок к действию. Кризис среднего возраста, увиденная у друга дочь или состояние, близкое к смерти (не будем раскрывать обстоятельства, дабы избежать спойлеров). Просто вот произошли "изменения в мозгу", как говорит в фильме сам Дмитрий. И уже никуда не деться от желания окружить кого-то заботой, пусть и со стороны это будет выглядеть максимально странно. Но ведь это и не для девушек. А для него самого и для успокоения своей собственной души. "Слоны могут играть футбол" — это очень тонкая психологическая комедия-драма. И абсолютно ненавязчивая вариация той самой присказки про тикающие часики. Никто не отменяет того, что можно положить жизнь на построение карьеры, забить на любовь, на семью, на детей. Купить роскошный дом или квартиру, отличную машину, обустроить быт по высшему разряду и жить одному в свое удовольствие. Но что если нет? И что, если это когда-нибудь даст о себе знать? Через 10, 20 или сколько угодно лет. И во что тогда выльется не выраженная за годы любовь? Возможно, выйдет в прокат, но дата пока не известна

"Слоны могут играть в футбол": драмеди о том, почему так трудно сбежать от одиночества
© ТАСС