Культовое кино: 5 дизайнеров, которых вдохновил фильм «Серые сады»
В 1932 году нью-йоркская аристократка Эдит Юинг Бувье Бил вместе со своим мужем Феланом Билом приобрела роскошный особняк в Ист-Хэмптоне — районе Нью-Йорка, который в 19-м веке был центром китобойной промышленности города, а в начале 20-го ставшем прибежищем для разнообразных представителей высшего общества. Особняк прозвали «Серыми садами» — за серые же стены дома, расчерченный каменной кладкой сад и туман, по утрам нависающий над заливом в Ист-Хэмптоне. Несмотря на кажущейся мрачной по описанию атмосферу, это было вполне роскошное жилище, которому мог позавидовать любой житель Большого яблока. Семья Билов погрузилась в, казалось, абсолютно идиллическое существование. Все изменилось в 1946-м. Фелан Бил оставил семью, уехал из «Серых садов», а через несколько лет умер. Эдит Юинг Бувье Бил и ее дочь — тоже Эдит Бувье Бил, — остались одни, живя на скопленные до развода Билов средства. Когда в 1972-м репортеры журнала «Нешнл Энквайр» вздумали поинтересоваться судьбой особняка в Ист-Хэмптоне, то пришли в ужас. Дом был полуразвален, по нему бегали мыши и крысы, те самые сады заросли, а две женщины — 70-летняя мать и 50-летняя дочь — одевались в какие-то тряпки. Расследованием «Нешнл Энквайр» продолжил журнал «Тайм», поместив фотографию матери и дочери Бил на обложку, а в 1975 документалисты братья Альберт и Дэвид Мейселс выпустили на экраны американских кинотеатров документальный фильм. «Серые сады» Мейселсов не сразу стали хитом, но медленно и верно обрели известность: фильм регулярно попадает во всевозможные подборки лучших документальных кинокартин. Вместе с известностью фильма известность пришла и к уникальному стилю, который в «Серых садах» демонстрировала младшая Эдит Бувье Бил, одевавшая себя и свою мать. Те самые тряпки, которые когда-то поразили журналистов «Нейшнл Энквайр», были на самом деле предметами дорогого гардероба, собранного женщинами в 30-х и 40-х — но использовала их Бувье Бил в совершенно непредсказуемой манере. Блузки она, например, превращала в головные платки, а платья — в набедренные повязки. С момента выхода «Серых садов» на экран бесчисленные дизайнеры черпали вдохновение в стиле Бувье Бил - эксцентричная аристократка вдохновляла на эксперименты. Так, один из самых известных поклонников «Серых садов» — Джон Гальяно. Его весенне-летняя коллекция 2008 года не просто вдохновлена знаменитым фильмом и его героинями; она во многом заимствует и копирует важнейшие элементы стиля Эдит Бувье Бил, самый заметный из которых — это головной платок, неотъемлемый элемент гардероба великой отшельницы. Да и в целом коллекция Гальяно — это словно признание в любви «Серым садам». Марк Джейкобс тогда же — весной 2008-го — тоже не остался в стороне. Хотя ни головных платков, ни, например, перевернутых вверх тормашками юбок в его коллекции не нашлось. В некоторых из нарядов вполне можно представить себе Джеки Кеннеди Онассис, будь она немножечко сумасшедшей — а, учитывая, что Бувье Бил-младшая приходилась Джеки двоюродной сестрой, то ориентиры Джейкобса в сторону «Садов» вполне понятны. Да и он сам неоднократно признавал влияние фильма братьев Мейселсов. В работах Тодда Олдхэма вряд ли можно выделить какой-либо предмет одежды, который напрямую вдохновлен «Серыми садами», но техасский дизайнер — известный поклонник фильма. Настолько известный, что он даже записал комментарий к DVD-изданию фильма Мейселсов. О мнении дожившей до 2002 года Эдит Бувье Бил насчет одежды Олдхэма ничего неизвестно, но скорее всего если бы павшая аристократка была бы знакома с ними, то непременно оценила неожиданные сочетания цветов и оригинальные рисунки Олдхэма. Еще один автор комментария к DVD-изданию «Серых садов» — дизайнер Джон Бартлетт, который в одном из своих интервью признался, что смотрит фильм каждые четыре месяца. Привязанность Бартелетта может показаться удивительной — в конце концов, он прославился мужской одеждой. Но в вызывающих дизайнах Бартлетта «Серые сады» узнаются и чувствуются, особенно — в выборе цветов. Невозможно обойти стороной Кэтрин Мэри Томас — дизайнера костюмов для кино- и телевизионных фильмов, известную широкой публике по работе над «Убить Билла» (знаменитый желтый комбинезон — ее рук дело). В 2009 году она придумала костюмы для… «Серых садов» — своеобразного переосмысления документального фильма в виде телефильма с Дрю Берримор и Джессикой Лэнг. Здесь любые комментарии будут излишне, кроме одного: если кому-то и удалось проникнуть прямо в сознание Бувье Бил-младшей — то это точно была Кэтрин Мэри Томас.