Кино по субботам #190
У кого-то сегодня мог быть первый учебный день, у кого-то — рабочий. Но красная отметка в календаре утешительно указывает на то, что сегодня выходной. И раз осень встречает тебя субботой, то можешь смело наслаждаться ею сидя дома за просмотром хорошего кино. А о последнем, кстати, мы, как всегда, позаботились. 1. «Проклятый путь» (Road to Perdition), 2002 Бывший театральный режиссер Сэм Мендес прославился на весь мир экзистенциальной драмой «Красота по-американски», которая собрала все награды, которые вообще могла. Можно было бы назвать это удачным стечением обстоятельств: хороший сценарий, замечательные актеры, крутой продюсер (одним из них значится Стивен Спилберг). Но своими последующими картинами Мендес доказал, что он режиссер «топовый», а потому успех любого его фильма начинается именно с него. Одной из таких работ стал «Проклятый путь», который был следующим после нашумевшего дебюта, правда, только спустя 3 года. Главные герои фильма — мужчина средних лет Майкл Салливан и его сын-подросток с тем же именем. Из любопытства, куда же уходит отец по ночам, мальчик однажды выследил Салливана-старшего и стал свидетелем того, как тот в компании каких-то незнакомцев убивает человека. Как оказалось, Майкл Салливан не просто любящий отец, воспитывающий в одиночку своего сына. Ночью он выполняет поручения босса ирландской мафии, в том числе и такие, как убийства людей. И несмотря на то, что Салливан был на хорошем счету у своих главарей, они не смогли смириться с наличием ненужного свидетеля преступных дел организации. Как ты уже понял, этот свидетель — сын Салливана. И, чтобы защитить его, мужчина был вынужден пойти против семьи, на которую работал. Положение героя осложнялось тем, что по его следу шел нанятый мафией киллер, роль которого досталась Джуду Лоу. И вот на фоне противостояния двух опытных убийц разворачивается мрачная притча о семейных ценностях, ради сохранения которых человек способен пожертвовать всеми остальными. 2. «Письма с Иводзимы» (Letters from Iwo Jima), 2006 Американцы вывели лучшую формулу создания фильмов о войне. Ее секрет прост: важно показать, что на поле боя нет правых и виноватых. Все равны перед неизбежностью ужаса, происходящего вокруг. И так же, как на настоящей войне имеет смысл уважение к врагу, его нужно показывать и в кино. Американцы много снимали о Вьетнаме или о Ближнем Востоке. И в этих фильмах авторы прежде всего подвергали сомнению действия своей стороны. В этом и заключается мудрость этих фильмов. Когда идет речь о картинах про Вторую мировую войну, то обвинять действия стран-союзников невозможно, поскольку фашизм является общим и безусловным злом. Так было и в «Спасти рядового Райана», так есть и в «Письмах с Иводзимы». Хотя во втором фильме на вражеской стороне далеко не немецкие фашисты, а японская армия, которая, как ты знаешь, была союзником Германии во время Второй мировой. Но это не отменяет факта уважительной иллюстрации вражеских войск, несмотря на всю идеологическую подоплеку. За кулисами война — это болтовня алчных политиков. Но на деле это пролитая кровь обычных парней и мужчин, которые на поле сражения противопоставляют страх своему долгу. И именно об этой борьбе внутри каждого солдата и говорит Иствуд в своем фильме. И даже проигравший битву может быть победителем. Как те же японские солдаты, которые, невзирая ни на что, ценой собственной жизни выполняли воинский долг. 3. «Бешеный бык» (Raging Bull), 1980 Скорсезе никогда не питал особой любви к спортивным драмам. И, как известно из его собственного признания, экранизировать биографию знаменитого итальянского боксера Джейка ЛаМотты он не хотел. Но после уговоров своего друга и исполнителя главной роли в этом фильме Роберта Де Ниро режиссер все же согласился. В итоге на свет появилась одна из самых важных его работ. «Бешеный бык» — фильм о боксере, но не о боксе. Поединков там, конечно, много, но, в отличие от других картин на эту тему, реалистичности в них куда меньше. Хотя тот же «Рокки» также не блещет зрелищными боями. Вот и «Бешеный бык» делает акцент на характере главного героя, а противостояния на ринге являются лишь дополнительными штрихами в его прорисовке. К тому же личность Джейка ЛаМотты столь интересная, что рассказать есть о чем даже за пределами упруго натянутых канатов ринга. За боксерским талантом скрывался вспыльчивый человек, домашний диктатор со своими комплексами и слабостями. Он уверенно уничтожал на ринге сильнейших соперников своего дивизиона, но не мог, например, справляться со своими эмоциями при разговоре с женой. И вот между двумя этими образами — великого боксера и импульсивного дебошира — умещается история молодого итальянца, выросшего в Бронксе, который был вынужден расплачиваться за свой талант пагубными чертами характера. Теперь становится ясно, почему Мартин Скорсезе все же согласился снимать этот фильм. Биография ЛаМотты отчасти напоминает и его жизнь. А потому «Бешеный бык» — это в первую очередь исповедь режиссера, а потом уже спортивная драма. 4. «Иррациональный человек» (Irrational Man), 2015 Знаменитый голливудский пессимист и социофоб Вуди Аллен, чье уныние относительно беспросветности мироустройства ярко отпечаталось на его лице и не менее ярко отразилось в его творчестве, в очередной раз выдал картину, сюжет которой одновременно напоминает и постмодернистское прочтение Достоевского, и выборку цитат из (без сомнений) богатой библиотеки режиссера. Но не стоит бояться. Аллен не впал в старческий маразм и не стал повторяться. От того же «Матч Поинта» данную ленту мэтра отличают наличие хэппи-энда и взгляд на общество через экзистенциальные линзы своих очков. Мизантропия, свойственная режиссеру, в «Иррациональном человеке» наконец внятно сформулирована, спрятавшись в катакомбах алленовской драматургии. От самого радикального тихони, бунтаря с внешностью мармозетки, наверное, и стоило ожидать преклонения перед «буквой закона» и порядком, которые, как твердый сосуд, удерживают норовившую растечься человеческую мораль. Ведь люди по своей природе индивидуалисты, и только закон нивелирует разницу между интересами собственными и интересами других. 5. «Дюплекс» (Duplex), 2003 «Дюплекс» — милая американская комедия, которых нам сейчас не хватает. Обычные бытовые проблемы рядовых горожан гипертрофированы до комичных масштабов, где курьез встречается чаще здравого смысла, а нелепость присутствует в каждом персонаже, даже если это наемный убийца. Ты спросишь, что делает киллер в комедии про милую семейную пару и соседствующую с ними старушку? А все дело в этой бабушке. Из фильма становится ясно, что если у Люцифера и есть заместитель в аду, то это место определенно зарезервировано за ней. Изначально супруги (Бен Стиллер и Дрю Бэрримор) заехали в недавно купленный дюплекс с тем расчетом, что живущая сверху та самая старушка, на вид которой лет 200, скоро склеит ласты, и тогда вся жилплощадь по договору перепадет молодой семье. Но если что-то и сопоставимо с вредностью этой старухи, так это ее живучесть. Тогда супружеская пара решает помощь своей соседке отойти в иной мир (естественно, таким способом, чтобы это выглядело как случайная смерть). Что из этого выйдет, ты узнаешь из фильма. Но предупреждаем: в какой-то момент пожилая женщина начинает бесить настолько, что невольно появляется сочувствие к главным героям. «Дюплекс» — одна из немногих режиссерских работ Дэнни Де Вито, по которой становится ясно, как он чувствует жанр и отлично владеет его инструментами. Этот фильм может показаться несколько старомодным, потому что он по-старомодному добр и по-старомодному циничен. Но чего еще ожидать от комедии, которая уже успела стать классикой? Ничего ожидать и не нужно — надо просто смотреть.