Мигрант-соблазнитель, казахский Камю и страшная мать. Какое кино победило на "Крае света"
В пятницу в Южно-Сахалинске завершился 8-й международный кинофестиваль "Край света". Жюри объявило победителей пяти номинаций. Еще один фильм-лауреат, получивший приз зрительских симпатий, назвал Данила Козловский. Актер хоть и не смог приехать на Сахалин из-за съемок, записал видеообращение, где поздравил победителя. ТАСС рассказывает про то, какие фильмы и за что получили получили свои награды. Лучший фильм — "Соблазнитель" (режиссер Милад Алами) Исмаил — иранец, приехавший в Данию два года назад и все еще не сумевший здесь до конца задержаться. У него не получается найти нормальную работу. Все, что он может, не будучи гражданином Дании, это периодически подрабатывать грузчиком вместе с такими же, как он, мигрантами. А тут еще и социальные службы грозятся выслать его обратно в Иран. Но Исмаил не отчаивается: он уже давно решил действовать по проверенной схеме. Найти какую-нибудь датчанку, попытаться ее охмурить, начать с ней встречаться. А там, глядишь, свадьба — и все, ты гражданин Дании. Но, несмотря на харизму Исмаила и его бесконечные старания, все выходит далеко не так складно. Одна из подруг говорит о чрезмерном напоре парня и слишком быстрой узурпации ее квартиры. А вторая и вовсе кончает жизнь самоубийством. Наконец-то Исмаил встречает свою идеальную пару — девушку по имени Сара. Ее родители — иранцы, но сама она родилась в Дании. Однако такое совпадение как раз-таки пугает Исмаила. И у него есть на то причины (обойдемся без спойлеров). Еще до объявления решения жюри ирано-датская картина казалась явным фаворитом. И дело даже не в длинном шлейфе наград международных кинофестивалей. И не в том, что здесь затрагивается тема сложной жизни мигранта в холодной во всех смыслах стране. "Соблазнитель" — это почти безупречно сделанное и драматургически выверенное кино, от которого тяжело оторваться до самого финала. Во многом благодаря великолепной игре главного актера Ардалана Исмаили. Возможно, выйдет в ограниченный прокат, но дата неизвестна Лучший режиссер – Алексей Федорченко (фильм "Война Анны") 1941 год, нацисты захватили один из украинских городов, где жила главная героиня, шестилетняя еврейка Анна (которую совершенно великолепно сыграла Марта Козлова). Всю ее семью расстреливают, но девочке чудом удается выжить. Однако Анну все равно находят и приводят в нацистскую комендатуру, расположившуюся прямо в местной школе. Девочка успевает воспользоваться моментом, чтобы спрятаться в сломанной печке. И это место станет для нее на годы одновременно и спасительным пристанищем, и вынужденной тюрьмой. А чтобы не умереть с голода, Анне придется идти на ужасные для ребенка вещи. Это еще один фильм-фаворит "Края света", который был незаслуженно обделен наградами на "Кинотавре". На фестивале в Сочи картина получила лишь специальный диплом жюри "За создание пронзительного образа войны глазами ребенка". В Южно-Сахалинске фильм тоже не стал обладателем Гран-при, хотя и был отмечен за лучшую режиссуру. Но даже этой награды для такого фильма мало (почему, подробнее можете прочитать в нашей рецензии). Должен выйти в широкий прокат осенью, но точная дата неизвестна Лучшая мужская роль – Куандык Дюсенбаев (фильм "Ласковое безразличие мира") Наивная казахская драма о вечном — о двух любящих людях, которые в силу непреодолимых жизненных обстоятельств не могут быть вместе. Он — простой и немного глуповатый парень с широким сердцем Куандык (которого играет актер по имени Куандык). Много лет назад его, воспитанника детдома приняли в семью, живущую в казахском ауле. Она — обитающая в мире книг и художников красавица Салтанат, дочь человека, взявшего к себе Куандыка. Но однажды, накопив слишком много долгов, глава семейства решает закончить жизнь самоубийством. И весь груз ответственности ложится на мать. И на совсем молодую Салтанат, которую предлагают выдать замуж за местного олигарха. Конечно же, чтобы погасить долги отца. Куандык и Салтанат отправляются в город, где он пытается найти себе работу, чтобы помочь своей возлюбленной, а она — помочь своей матери. Между делом герои цитируют Альбера Камю (отсюда и название фильма — отсылка к фразе из "Постороннего"), обсуждают творчество импрессионистов и примитивистов и мечтают о лучшей жизни. Которой у них, конечно же, не будет. Режиссер Адильхан Ержанов всячески намекает нам, что фильм "Ласковое безразличие мира" — это весьма вольная интерпретация "Постороннего". Помимо отсылки в названии фильма и появления этой фразы еще и в устах Куандыка, это читается и в общей приверженности абсурдизму в повествовании, и в том, что главный герой в некоторой степени отождествляет себя с Мерсо из книги французского писателя. Наверное, связь с Камю и была причиной того, что этот фильм показали в Каннах. Вряд ли выйдет в российский прокат Лучшая женская роль – Ната Мурванидзе (фильм "Страшная мать") Манана — писатель. Она долгое время работает над книгой, сюжет которой хранит в секрете. Члены семьи относятся с пониманием и всячески пытаются ей не мешать. Муж Анри даже на время переезжает из спальни в прихожую — лишь бы его жена могла в полной мере раскрыть свой талант. Но когда книга почти закончена, и Манана решает устроить чтение перед семьей, все приходят в ужас. Ведь то, что она рассказывает — это история ненависти женщины к своим детям, мужу и всему, что ее окружает. И как бы Манана ни пыталась доказать, что книга не автобиографична, домочадцы предлагают от греха подальше сжечь это чтиво и забыть произошедшее. И все бы ничего, но на помощь приходит Нукри — владелец канцелярского магазина поблизости, который считает книгу шедевром и хочет издать ее. А Манана между тем пытается дописать концовку. "Страшная мать" — кино чисто фестивальное. Здесь и глубокий символизм (грузинка почему-то отождествляет себя с филиппинским чудовищем Мананангалом), и весьма странный сюжет, и абсолютно запутанная развязка. Но все это можно списать на то, что фильм для автора картины Анны Урушадзе — дочери известного грузинского кинорежиссера и номинанта на "Оскар" Зазы Урушадзе — оказался дебютным. При всем при этом актерская игра в фильме, в особенности Наты Мурванидзе, на высшем уровне. Вряд ли выйдет в российский прокат Спецприз жюри – "Груз" с формулировкой "За неизвестную историю, рассказанную по-новому" (режиссер Огнен Главонич) 1999 год, территорию Югославии бомбят силы НАТО. Тем, кто хорошо знает или помнит историю, причина этой операции известна — война в Косово и последующие чистки, устроенные президентом Югославии Слободаном Милошевичем. Главный герой Влада — бывший рабочий авиационного завода УТВА, который после закрытия производства вынужден подрабатывать водителем. Рискуя своей жизнью, он перевозит грузы из Косово в Белград. О том, что у него в кузове, Влада предпочитает не спрашивать. А полицейским, которые интересуются содержимым, водитель показывает бумагу от своего заказчика. И те, извинившись, поспешно его отпускают. Хотя в какой-то момент Влада все же узнает, какой груз он взял на себя — и в прямом, и в переносном смысле. Несмотря на изрядную затянутость, режиссер "Груза" Огнен Главонич поднимает важную для его народа тему: ошибки президента Милошевича, которые в последние годы любят оправдывать сербские националисты. Более того, режиссер Огнен Главонич почти прямым текстом сравнивает геноцид 1999 года и нацизм, проводя параллели с помощью различных символов и реплик главного героя. В этом плане его посыл предельно прост — не забывайте свое прошлое, чтобы не развязывать войны в будущем. Вряд ли выйдет в российский прокат Приз зрительских симпатий — "История одного назначения" (режиссер Авдотья Смирнова) Григорий Колокольцев — поручик и сын генерала Аполлона Колокольцева, который не хочет чувствовать себя зависимым от отца, поэтому просит о переводе в Тульскую губернию. По дороге молодой офицер встречается с графом Толстым, который приглашает его в гости. Прибыв в роту, Колокольцев сразу же пытается наладить связь с капитаном Яцевичем, поляком по происхождению. Однако тот — человек устава, холодный и совершенно неприступный. Между тем поручик хочет навязать собственный подход к обучению военных. Он пытается учить их писать и отпускает со cтроевой в отсутствии капитана, чтобы те отдохнули вместо бессмысленного марша. Кончается это плохо. Распустившиеся солдаты как-то избивают писаря Шабунина, который, в свою очередь, за обвинение в краже бюджетных денег бьет по лицу Яцевича. А за это, по законам военно-полевого суда, полагается смертная казнь. Чтобы спасти парня, Колокольцев просит помощи у Льва Толстого. Фильм Авдотьи Смирновой — самая массовая и понятная из всех картин конкурса "Край света". Хотя создатели и пытались увязать ее с современными политическими реалиями, но если здесь и можно было найти какие-то параллели, то они оказались совсем притянутыми за уши. Хотя это не отменяет того, что это красивая картина, которую с успехом можно было бы переделать под мини-сериал на "России-1". Возможно, именно поэтому "История одного назначения" получила на фестивале "Край света" лишь приз зрительских симпатий. И наверняка по этой же причине не получила чего-то большего. В кино с 6 сентября. Тимур Фехретдинов