Ещё

В прокат выходит «История одного назначения» 

Шестого сентября в российский прокат выходит драма . За основу сценария картины была взята глава «Спасти рядового Шабунина» из книги литературоведа «Святой против ». Эта история повествует о том, как граф Лев Толстой выступал в суде с защитой совершившего преступление военного. Роли в ленте исполнили , , и другие. Музыку к фильму, действие которого происходит в XIX веке, написал (более известный под псевдонимом Баста).
В четверг, 6 сентября, в российский прокат выходит историческая драма «История одного назначения» — вольный пересказ истории о том, как Лев Николаевич Толстой пытался спасти человека от смертной казни.
Основой для сценария фильма, приуроченного к 190-летию со дня рождения писателя, стала глава «Спасти рядового Шабунина» из книги литературоведа Павла Басинского «Святой против Льва». Согласно сюжету картины, «генеральский сынок», поручик из Москвы Григорий Колокольцев отправляется служить в Тульскую губернию. Там он становится свидетелем преступления — его подчинённый отвешивает пощёчину командиру. Нарушителю порядка грозит военный трибунал и смертная казнь. Чтобы избавить беднягу от страшной участи, Колокольцев обращается за помощью к обосновавшемуся поблизости графу Толстову. Тот — известный филантроп — соглашается представлять провинившегося в суде и готовит проникновенную речь в его защиту.
Режиссёром и одним из сценаристов картины стала Авдотья (Дуня) Смирнова, автор драм «Два дня», «Кококо» и мини-сериала «Отцы и дети». Также в написании сценария приняли участие и литературовед Павел Басинский.
Бюджет фильма составил 110 млн рублей. При этом, по словам Смирновой, на съёмки не ушло «ни копейки» государственных средств.
«Половину бюджета мне дал мой муж (глава . — RT). Сказал: «Извини, дорогая, но больше у меня нет»… И дальше нужно было ходить, просить, искать деньги. Просила у одних друзей, у других, каждый дал понемногу»,
— рассказала она.
Тем не менее даже с помощью друзей собрать необходимую сумму не удалось. Недостающие средства — в момент, когда начало съёмок уже было поставлено под угрозу — предоставил , который узнал о сложившейся ситуации через общих знакомых.
Режиссёр подчёркивает, что снять историческую ленту (в которой, ко всему прочему, фигурирует целая военная рота) за меньшие деньги было невозможно.
Роли в «Истории одного назначения» исполнили Евгений Харитонов, Ирина Горбачёва, , Анна Михалкова, и другие актёры.
Обширного кастинга перед съёмками не проводилось — Смирнова призналась, что обычно пишет роли под конкретных людей.
«То, что Софью Андреевну сыграет Ира Горбачёва, было понятно до того, как была написана хоть строчка. Надо сказать, что это произошло в 2015 году, когда ещё даже сценария фильма не существовало»,
— рассказала режиссёр.
Благодаря кастингу удалось найти актёров на роли Льва Толстого, Тани Берс и ещё двух героев. Самыми волнительными, по словам Смирновой, стали поиски экранного Толстого.
«Я понимала, что, видимо, будут долгие поиски по всей стране… Но попала на спектакль «Обыкновенные истории» и увидела артиста, который играет три крошечных эпизода… Прямо в антракте я позвонила Ане Пармас и сказала… что я, кажется, нашла Толстого. Потом мы с Женей встретились, познакомились»,
— объясняет .
По словам режиссёра, для неё было крайне важно, что Харитонов «знает жизнь» и может похвастаться «достаточно бурной биографией со взлётами и падениями». Кроме того, ей понравилось, что у актёра длинные руки — Смирновой казалось, что именно такие руки были у Толстого.
Как отмечает Павел Басинский, описанная в фильме история действительно имела место в жизни писателя. Спустя годы о произошедшем Толстому напомнил , автор его прижизненной биографии.
Толстой написал Бирюкову письмо, в котором изложил свою версию случившегося. Басинский акцентирует внимание на одном интересном факте: в письме Граф упоминает, что тот инцидент оказал на него большее влияние, чем потеря или приобретение состояния, литературные успехи и даже смерть близких ему людей.
«Эта история, попытка спасти этого человека и неудача со спасением этого человека, — прелюдия к тому, что происходит с Толстым потом»,
— подчёркивает Басинский.
В ходе съёмок все актёры переживали за судьбы своих героев. Алексея Смирнова больше всего интересовал вопрос — неужели реальный Григорий Аполлонович Колокольцев так больше никогда и не виделся со Львом Николаевичем?
«Дуня позвала Джона Александровича Шемякина (исторического консультанта картины. — RT) и сказала мне на этот вопрос до конца съёмок не отвечать. А когда мы закончили, я услышал совершенно замечательную историю»,
— рассказал актёр.
По словам Алексея Смирнова, вживаться в роль человека позапрошлого столетия было нелегко — пришлось учиться ездить верхом на лошади, держать осанку, освоить разницу поведенческого этикета в мужском и женском обществе того периода. Все эти «микроритуалы» с актёрами отрабатывал Джон Шемякин.
Чтобы воссоздать картину жизни XIX столетия и добиться наибольшего исторического соответствия, Шемякин обращал внимание на каждую деталь. К примеру, какого цвета были бумажные квитанции при получении поросят или почему на погонах должна стоять цифра 17.
Несмотря на то, что к фактическому материалу создатели картины относились очень бережно, речь писателя для фильма сделали более проникновенной. К слову, сам Толстой впоследствии признавался, что ему безмерно стыдно за сказанное в суде, и оправдывает его речь лишь то, что в конце неё он заплакал.
Создатели картины не пренебрегали фактическим материалом, но, в то же время, старались добиться, чтобы зрители «перестали воспринимать XIX век как неолит».
«Да, они (жившие в XIX столетии люди. — RT) были лучше образованы, у них были значительно лучше манеры, чем у нас, но в остальном это мы»,
— пояснила режиссёр.
Чтобы не делать из своей новой работы «костюмированное кино с виолончелью, скрипкой и цветущими в закате полями» и показать то, что объединяет современного человека с человеком XIX века, Смирнова решила использовать в качестве саундтреков к фильму современную электронную музыку.
«Мне хотелось показать, что это мы. Я пришла к Васе Вакуленко, более известному как Баста, и сказала: «Вась. Напишешь мне музыку?». Вася прочел сценарий, сказал: «Да, конечно».
Руку к созданию фильма — хоть и косвенно — также приложил другой музыкант, лидер группы «Аквариум» .
«Дело в том, что у нас очень трудно сценарий сочинялся… Как вы понимаете, написать слова, которые произносит Лев Николаевич Толстой — задача наглая, амбициозная и трудновыполнимая. И вот у нас всё никак не получалось… Не возникает музыки сюжета. Я в какой-то момент отчаялась. Мы писали три драфта, и в последний день к чёртовой матери разломали третий драфт. Я уже думала, что эта история то ли кино не поддаётся, то ли мне не по способностям. А в отпуске стала слушать Борин альбом «Архангельск»… Там была песня «Небо цвета дождя». Я на ней залипла, ставила её в машине раз сорок подряд, потому что под неё начала видеть картинки. А кино, на самом деле, начинается с картинки»,
— рассказывает Смирнова.
Планировалось, что композиция Гребенщикова прозвучит в конце картины. Более того: камера двигалась над площадкой именно под «Небо цвета дождя». Впрочем, уже на стадии монтажа режиссёр пришла к выводу, что выбранная ею песня сделает финал чересчур «слёзовыжимательным». От композиции отказались в самый последний момент.
Тем не менее, подчёркивает Смирновна, без песни Бориса Гребенщикова могло бы не быть сценария картины. Именно по этой причине в титрах выражена благодарность музыканту.
Купить билеты на фильм "История одного назначения" можно на Афише.
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео