«Терминал» не прогорел, а российские дебютанты не дотянули
В этом году звезды кино Константин Хабенский, Данила Козловский, Ксения Раппопорт, Мария Шалаева дебютировали в качестве режиссеров. Их картины вызвали бурную реакцию как среди критиков, так и среди почитателей их актерского таланта. Кто-то принял, кто-то категорически отверг режиссерские дебюты знаменитых артистов. Между прочим, в Смоленске только что завершился фестиваль «Золотой Феникс», в котором участвовали фильмы исключительно режиссеров с актерским опытом. Победили картины «Салют» Клима Шипенко, «Собибор» Константина Хабенского, «Осколки» Алисы Хазановой. На Западе популярные люди – актеры, певцы - тоже пробуют силы в качестве режиссеров. Как правило, свои фильмы они продюсируют сами. И снимают их не ради эксперимента, а чтобы выразить то, что не могут сделать в качестве актеров или певцов. Там критика – безжалостна, особенно к «звездам», и одна ошибка ставит крест на дальнейшей карьере в новом жанре. Но известный перуанский и латиноамериканский певец Кристиан Мейер со своим дебютным фильмом «Терминал» не прогорел. Напротив, завоевал множество наград на международных фестивалях. Для своего ответственного дебюта он выбрал оператора-постановщика из России Константина Фролова – русская операторская школа по-прежнему ценится во всем мире. За основу картины, особенно в плане изображения, взят парадокс романа Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея». Весь фильм – это разговор двух мужчин, очень похожих друг на друга чертами, типажом, харизмой, - молодого и пожилого. Лука (Стефано Мейер) настолько красив, горяч, горд, что сразу понимаешь – за ним идет «охота». К нему, в пустой бар, расположенный в терминале аэропорта или вокзала, подходит его безобразный «двойник», напоминающий истинный «портрет Дориана Грея» - портрет его души. Камера Константина Фролова показывает все его морщины, давая понять, что за каждой - грех, преступление, сделка с нечистой силой. Пожилой господин, со следами былой красоты, предлагает Луке, у которого якобы рак легких, сделку – стать киллером за большой чемодан долларов. Фильм «Терминал» построен на сочетаниях двух цветов – зеленого и красного. В баре – красные кожаные диваны, на которые садятся люди, чтобы поесть, набраться сил и что-то решить перед дальнейшей дорогой. А сам терминал – зеленый, как деньги, как листва, как молодость. Одежда героев цвета земли – грязно-зеленая. Красный и зеленый находятся в таком же равном пропорциональном соотношении, как и два героя. Молодой красавец с вызовом в глазах выслушивает заманчивые предложения старика. Во время разговора он покашливает. Когда собеседнику не удается подкупить юношу пачкой долларов, он приносит большой чемодан, за который нужно убить человека. Соблазнитель произносит речь о том, что «у кого нет в запасе времени, а его у больного юноши – нет, тот раб». Ибо сегодня самый большой дефицит – время. У старика-соблазнителя – целая вечность, как у падшего ангела Дориана Грея - бессмертие взамен за верную службу дьяволу…А у прекрасного юноши – одна жизнь, и то под большой угрозой. Режиссер и его команда показывают процесс чудовищной сделки – с невероятной по психологизму точностью. Повторяю, герои только разговаривают – юноша сдержан в своих жестах, старик пускает в ход все свое красноречие, чтобы добиться цели…Одно неверное движение камеры - и провал. Но фильм «Терминал», как роман Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея», совершенен. Когда писателя обвиняли в безнравственности его творения, он отвечал: «Да, в произведении полно яда, но оно совершенно, а совершенство – это цель, которую мы, художники, стремимся достигнуть». Фильм Кристиана Мейера «Терминал» - совершенная картина в жанре короткого метра. В ней все продумано, все выстрадано, все выписано – как в гениальном портртее Дориана Грея. Что немаловажно, фильм о силе духа человека, который не только не поддается на искушения деньгами, но и наказывает преступника, разоблачая его и сажая за решетку. Хотелось бы нашим режиссерам-звездам пожелать того, чтобы также добивались в своих картинах совершенства. К сожалению, при всех достоинствах фильмов «Собибор», «Салют», «Осколки» в них много недостатков… Режиссеры – непрофессионалы, кто-то из них и вовсе переложил всю работу на вторых режиссеров, актеров подбирали продюсеры и так далее…Знаменитости считают, что зрители их так любят, что простят им огрехи. Конечно, простят, только все равно необходимо стремиться к совершенству в кино, к которому приходит только тот, кто не идет на компромиссы и берет на себя полную ответственность за свой фильм.