Ещё
Аладдин
Приключение, Комедия, Семейный
Купить билет
Покемон. Детектив Пикачу
Мультфильм, Приключение, Фэнтези
Купить билет
Джон Уик 3
Боевик, Триллер
Купить билет
Мстители: Финал
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Дом, который построил Джек
Триллер, Ужасы, Драма
Купить билет
Отпетые мошенницы
Комедия
Купить билет
Зелёная книга
Биография, Комедия
Купить билет
Большое путешествие
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Гори, гори ясно
Фантастика, Ужасы, Драма
Купить билет
В метре друг от друга
Мелодрама
Купить билет
Миллиард
Боевик, Приключение, Комедия
Купить билет
Игрища престолов
Комедия
Купить билет
Ядовитая роза
Детектив, Триллер
Купить билет
Маугли дикой планеты
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Миа и белый лев
Приключение, Семейный
Купить билет
Пылающий
Детектив, Драма
Купить билет
Братство
Триллер, Военный
Купить билет
Щенячий патруль и Нелла, отважная принцесса
Мультфильм, Приключение
Купить билет
Отель Мумбаи: Противостояние
Исторический, Триллер, Драма
Купить билет
Красивый, плохой, злой
Биография, Драма, Криминальный
Купить билет

Невероятная история: Александр Федоров о премьере «Лодочника» в Оренбурге 

Фото: ProOren
Новый сезон в Оренбургском областном театре только открылся, а артисты работают уже над вторым новым спектаклем (первый — «Касатка» режиссера Рифката Исрафилова). «Лодочника» по пьесе украинского драматурга Анны Яблонской оренбуржцы увидят в середине ноября. О постановке древней мифологической истории на современный лад корреспонденту ProOren рассказал режиссер спектакля Александр Федоров.
«Лодочника» уже видели однажды Оренбурге, правда, в постановке Йошкар-Олинского театра. Не боитесь, что будут сравнивать?
— Сравнение в какой-то степени неизбежно. Я этого не боюсь, потому что в каждом спектакле, с каждой труппой получается по-разному. Артисты отличаются друг от друга своей определенной эстетикой, психофизикой, мировоззрением. В любом случае, наш спектакль вряд ли будет похожим на другие. Шекспира или Чехова, к примеру, ставят во многих театрах, но в каждой постановке — своя изюминка. Поэтому страха нет. Наоборот — когда смотришь понравившиеся спектакли, хочется найти какой-то другой ход, чтобы не повторяться. Это своего рода вызов.
— Как давно у вас возникла идея поставить этот спектакль?
— Я посмотрел постановку Йошкар-олинского театра, и мне понравилась тема, затронутая в пьесе. А когда прочел ее, подумал, что это будет интересно для нашего театра. С одной стороны, она носит притчевый характер, в то же время это какая-то философская история с долей юмора. Мне показалось, что в этом спектакле можно говорить на серьезные темы, используя при этом интересные подходы. Художественный руководитель нашего театра меня поддержал.
— Когда вы впервые познакомились с пьесами Яблонской?
— Тогда, когда решил ставить этот спектакль. Я и раньше слышал про этого автора, но глубокого интереса не проявлял. Потом узнал ее трагическую историю (Анна Яблонская погибла при теракте в Домодедово в 2011 году). Кстати, в день гибели Анна ехала получать награду за свою последнюю написанную пьесу «Язычники». У нее очень необычный образ мысли. Она не от мира всего, чем и интересна. В интернете можно найти ее дневник, опубликованный за месяц до трагедии. В нем она с сожалением пишет о том, что не успеет сделать все, что осталось мало времени. И ее слова оказались пророческими.
— Главный герой пьесы несколько раз оказывается перед сложным этическим выбором, от которого зависит судьба других персонажей и его собственная. Насколько вы с ним похожи в этом?
— Мне кажется, с главным героем похожи все так или иначе. Идея пьесы в том, что каждому из нас дан шанс. В какой-то момент жизни человек отказывается от своей мечты и идеалов, оказываясь на самом дне. Не обязательно в физическом смысле слова — в психологическом тоже. Эта пьеса именно о том, что каждому из нас дан шанс всё исправить. Если ты его используешь, то меняешь свою жизнь. Если нет, то тебя ждет Женщина с косой (персонаж пьесы и спектакля). Кроме прочего, в произведении затрагивается и тема любви. Как бы пафосно это не звучало, но она способна спасти даже от смерти, что и происходит в конце пьесы вопреки оригинальной мифологической истории.
— У одних режиссеров в постановке «Лодочник» больше похож на мифологический триллер, у других — на ироническую сказку. А как вы охарактеризуете свой спектакль?
— Пока не могу сказать точно. Для меня это невероятная история. А невероятная история чего — станет понятно чуть позже. Это и притча, и сказка, но точно не триллер. Пока идет творческий поиск, не хочется загонять себя в какие-то рамки. Как только определяешься с жанром, начинаешь все выстраивать вокруг него, боишься выйти за пределы. А когда есть определенный творческий простор, ни к чему не привязываешься и не цепляешься за устоявшиеся стереотипы.
— Вопреки мифологической истории в пьесе любовь побеждает, и Орфей (Сторож) возвращается из Ада вместе с Эвридикой (Олей). А какая концовка ближе вам?
— Я за хеппи-энд. Почему-то в большинстве случаев на фестивалях побеждают спектакли/фильмы с тяжелым сюжетом. Жизнь в них показана какой-то непролазной, отвратительной. Конечно, в реальности такое случается. Довольно часто мечты не сбываются, и люди принимают ту судьбу, которая у них сложилась. Но хочется верить в то, что что-то в этой жизни зависит и от самого человека. И для меня в этом спектакле есть хеппи-энд. Женщина с пустым ведром — это аллюзия к «Божественной комедии» Данте. Грешники несут свою кару бесконечно, как и Сизиф, который обречен вечно толкать камень в гору. Также и в спектакле. Героиня всю жизнь ходит с пустым ведром, которое она не в состоянии полнить. На самом же деле ведро — это ее душа.
Женщина с косой — тоже иносказание. Обычно мы рассматриваем смерть как нечто страшное, ужасное. Но ведь именно она дала главному герою шанс на жизнь. И, может быть, иногда стоит взглянуть на нее с другой стороны. Может быть, смерть — это то, что движет нами?
— В пьесе главный герой общается с неодушевленными в жизни предметами — деревьями, электрическим столбом. Ставить такое сложнее, чем сцены с актерами, играющими людей?
— Конечно, в реальной жизни сложно представить человека, разговаривающего с деревьями. Но язык театра условен. Во время этих сцен происходит внутреннее самосознание главного героя. Тут еще важно понимать глубину проблемы человека, находящегося в патовой ситуации. Когда говоришь «спившийся», представляешь сразу пьяницу. А в более глубоком смысле — это тот, кто предал себя, свою жизнь, свою любовь. Человек, который в физическом и моральном смысле опустился на самое дно. Грязный, оплеванный — он оказался на краю. Один шаг — и смерть. И деревья появляются именно в самый кульминационный момент жизни главного героя.
— Какой реакции ожидаете от оренбургской публики, привыкшей к более «классическим» постановкам?
— У нас уже сформировалась определенная театральная публика. Это и не плохо, и не хорошо — просто факт. И сейчас, работая над спектаклем, я не могу не учитывать менталитет зрителей. Есть некая опаска, что люди, к примеру, побояться Женщины с косой. Но на самом-то деле история очень простая. Если бы спектакль ставился для детей, можно было бы назвать эту историю сказкой. Здесь тоже персонажи устраивают главному герою испытания, преодолевая которые он меняется и становится личностью.
Я считаю, что сама пьеса очень мудрая, трогательная, смешная. И самое главное — она дает надежду. Сейчас идет работа над спектаклем, и уже в середине сентября его можно будет увидеть на сцене нашего театра.
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео