Ещё
Стекло
Триллер
Купить билет
Полицейский с Рублевки: Новогодний беспредел
Комедия
Купить билет
Т-34
Боевик, Приключение, Драма
Купить билет
Аквамен
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Богемская рапсодия
Биография, Драма, Музыкальный
Купить билет
Унесённые призраками
Мультфильм, Приключение, Аниме
Купить билет
Три богатыря и наследница престола
Мультфильм, Приключение, Семейный
Купить билет
Гринч
Мультфильм, Комедия, Семейный
Купить билет
Ёлки Последние
Комедия
Купить билет
Начни сначала
Ромком
Купить билет
Дом, который построил Джек
Триллер, Ужасы, Драма
Купить билет
Человек-паук: Через вселенные
Мультфильм, Приключение
Купить билет
Бамблби
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Путь домой
Приключение, Мелодрама, Семейный
Купить билет
Щелкунчик и четыре королевства
Приключение, Фэнтези, Семейный
Купить билет
Крид-2
Драма, Спортивный
Купить билет
Хроники хищных городов
Боевик, Приключение, Фэнтези
Купить билет
Жил-был Дэдпул
Боевик, Приключение, Комедия
Купить билет
Тёмное зеркало
Триллер
Купить билет
Две королевы
Биография, Исторический, Драма
Купить билет

Кинофестиваль «Послание к человеку» стал портретом 2018 года 

Фото: Ведомости
На фестивале «Послание к человеку», проходящем в Петербурге с 1989 г., главным героем всегда оказывается правда. Не только правда неигрового кино (хотя фестиваль посвящен именно доку), но и просто правда реальности, правда неумолчания. Тут показывают и анимацию, и игровые короткометражные фильмы, и эксперименты, и программу лучших игровых фильмов года «Кино сверхреальности», но во всех программах и фильмах главное — что все это происходит на самом деле, отзывается в нас здесь и сейчас. В этом году, полном потерь и разочарований, «здесь и сейчас» особенно важно обозначить, ухватить, показать. Конкурсную программу (спасибо команде во главе с программным директором Алексеем Медведевым) можно, пожалуй, помещать в учебники как иллюстрацию к духу 2018 г.
События
Важнейшее событие фестиваля — программа «Сопротивление. 1968-2018». Она посвящена протесту студентов против унылой диктатуры «отцов» — неслучившейся революции 1968 г. В последний день фестиваля пройдет конференция, посвященная «протестному году», а в самой программе будут показаны фильмы, снятые в 1968-м, и фильмы-отголоски 1968-го. Харун Фароки, Хартмут Битомски, альманах Cinetracts, в котором участвовали Годар и Крис Маркер, — в этой программе кинематограф становится не просто свидетелем, но соучастником большой истории.
Еще один важный юбилей — 100-летие Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, ему будет посвящена программа из студенческих работ СПГИК последних пяти лет.
Спецпоказы фестиваля пройдут и в Москве, в «Каро» и «Иллюзионе», и здесь важно не пропустить отреставрированную версию великой поэмы Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом» с живым сопровождением большого симфонического оркестра «Таврический».
Люди
У фестиваля в этом году есть несколько главных героев, он проговаривает несколько важных для сегодняшнего кинематографа имен. Главный гость фестиваля, режиссер Паоло Соррентино, автор «Молодого папы» и «Великой красоты», представит свой новый фильм «Лоро» — о бывшем итальянском премьер-министре Сильвио Берлускони. А хитровыделанная соррентиновская «Молодость» с Майклом Кейном и Харви Кейтелем будет показана на открытии фестиваля, на Дворцовой площади, под ветер с Невы.
Александр Расторгуев, нелепо и дико погибший в Центральноафриканской республике, — один из важнейших современных режиссеров неигрового кино, одна из самых горьких потерь российского кинематографа. На фестивале с этого года существует приз имени Александра Расторгуева от фонда Эдуарда Сагалаева. Приз с требовательной формулировкой «За талант и смелость» — сегодня, когда смелость встречается реже, чем талант, — будет вручаться фильму из национального конкурса. Самый «расторгуевский» по духу режиссер получит не только 100 000 руб., но и камень с фразой Александра Расторгуева: «Правда — бог свободного человека». Еще на фестивале покажут альманах незавершенных фильмов Расторгуева, сшитых на живую нитку: индийскую историю смерти INDIA30, документальную сказку о свободе в Армении «Последний день», эпизоды из проекта «Реальность», а также российский «Твин Пикс» — картину «Обвиняемый без головы» про охоту на енотов и невозможность сыграть смерть.
Третье важное имя для фестиваля-2018 — Джем Коэн, нью-йоркский исследователь поэтики городов, человек пространств. Он сам представит ретроспективу своих фильмов — и игровых, и неигровых, и снятых на нейтральной территории между правдой и магией. Города открываются ему то с самой неожиданной, то с самой обыденной стороны, и вот в «Сети» московская девушка, разговаривая по телефону, повторяет позу памятника, под которым стоит, а отражения в нью-йоркском стекле начинают жить собственной жизнью. Коэн чувствует связь между городами — об этом его фильм «Цепь», где все современные города суть один мегаполис. И еще он видит, как время отбрасывает свою тень на пространство. В Kgallery пройдет выставка режиссера «Часы пассажа (посвящается Вальтеру Беньямину)».
Двадцатилетию «Послания к человеку» посвящена программа фильмов Михаила Литвякова, основателя и почетного президента фестиваля, и его жены Ирины Калининой.
Фестиваль «Послание к человеку» пройдет в Санкт-Петербурге с 15 по 22 сентября
Самые актуальные фильмы «Послания к человеку»
«Ведомости» выбрали картины, которые лучше всего показывают, что такое «здесь и сейчас», что такое правда и что такое свободный человек.
«День победы»
Сергей Лозница — человек мира, и потому он исследует войну. Его математически выверенные картины рассказывают и о самой войне — Великой Отечественной («Блокада», «В тумане»), украинской («Донбасс»), войне между живым и мертвым («Счастье мое»), между свободным и несвободным («Кроткая»), — и о ее воздействии на людей. Таков «День победы», документальный портрет толпы в берлинском Трептов-парке 9 мая. Празднование победы над Германией в самом сердце Германии, жадная воронка исторической памяти, которую каждый зритель заполняет собственными фантомами.
«Бесконечный футбол»
Удивительная история, рассказанная одним из лучших румынских режиссеров Корнелиу Порумбою («Полицейский, прилагательное», «Вторая игра»): его герой, в юности сломавший на футболе ногу, всю жизнь придумывает и перепридумывает новые футбольные правила. Мяч должен быть свободным, объясняет он и вводит все новые границы на футбольном поле. Мелкий чиновник, герой фильма, одержим идеей справедливости — супергерой в сером бессмысленном мире. Невозможно поверить, что это неигровое кино, однако же герой обещал сам приехать на фестиваль.
«Белая мама»
Автор «Моего друга Бориса Немцова» Зося Радкевич и дебютантка Евгения Останина превратили историю многодетной матери в настоящий психологический триллер — угрюмый, страшный и полный надежды. Героиня, мать пятерых чернокожих детей, уже почти взрослых, решает в новом браке усыновить нового мальчика — белого, несмотря на протесты старших. Семейный ад, дикость детдомовского звереныша, расчеловечивание подростков — и материнское всепрощение. Мощнейший фильм.
«Догмен»
Программа «Кино сверхреальности», собранная Андреем Плаховым, покажет не только каннский хит «Магазинные воришки» Хирокадзу Кореэды, «Три лица» Джафара Панахи и «Счастливого Лазаря» Аличе Рорвахер, но и драму Маттео Гарроне «Догмен» о мелкой итальянской дворняжке — простом работяге, делающем маникюр собачкам. Он хочет покоя и воли, а его бешеный друг-громила хочет кокаина и денег. Марчелло Фонте получил за роль в «Догмене» каннский приз.
«Календарь»
Игорь Поплаухин, выпускник Московской школы нового кино, получил в этом году на Каннском фестивале приз за лучший короткометражный фильм. Первую половину фильма героиня куда-то едет (станет понятно, куда, еще до того, как она там окажется). Потом она делает то, зачем ехала, потом возвращается домой, к ребенку и мужу. Получасовая история ощущается как полный метр — столько в «Календаре» недоговоренности, тесных, душных чувств, столько возможностей додумать сюжет, столько разных «не тех» рядом. Столько попыток взлететь.
«Признаки жизни»
Утопический портрет города будущего — Иннополиса, основанного в 2015 г. Это город IT-специалистов, роботов, электрических автобусов и пустоты. Выпускница школы Марины Разбежкиной и Михаила Угарова Наталья Касьянова делает то, чему лучше всего учат в этой школе: видит большой мир, который важнее любой идеологии. Одинокий робот повторяет одно и то же голосом Гагарина, ребенок спрашивает у мамы, где же люди, разноцветные дома кажутся декорацией. В близлежащих деревнях учат детей, смотрят в окно, вспоминают советскую жизнь, пьют. Фильм покажут в Музее советских игровых автоматов, где особенно убедительно прозвучит фраза робота: «Неужели СССР больше не существует? Я, должно быть, отсутствовал слишком долго».
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео