Войти в почту

«Хищник»: как «провал» завоевал российский прокат

Этот фантастический боевик триумфально ворвался в топ самых кассовых фильмов, собрав почти в десять раз больше денег, чем ближайший конкурент. Заливший киноэкраны потоками крови «Хищник» нельзя назвать оригинальным или поражающим до глубины души фильмом. В чем же секрет его успеха у россиян? Размышлял «360».

«Хищник»: как «провал» завоевал российский прокат
© 360tv.ru

С начала сентября, в отечественном прокате успешно дебютировали сразу несколько брутальных американских экшенов. Солидную кассу на прошлых выходных собрал «Великий уравнитель-2» с Дензелом Вашингтоном в главной роли — с 13 по 16 сентября фильм заработал 44,3 миллиона рублей. Но кровавая история о правосудии и мести заняла лишь второе место в рейтинге.

Лидером проката стал очередной ремейк «Хищника», оставивший далеко позади всех конкурентов. Только за прошлые выходные он принес своим создателям около 305 миллионов рублей. И это вопреки негативному тону рецензий что маститых критиков, что простых зрителей — один из обзоров на Youtube прямо называет его «фильмом-провалом», в другом авторов блокбастера обвиняют в отклонении от канона.

Разгневанных поклонников оригинального фильма можно понять. Новый фантастический боевик вырос из франшизы фильмов ужасов, посвященных чудовищным инопланетным монстрам-убийцам, но в итоге оказался чуть ли не черной комедией, в которой против безжалостного охотника из другой галактики сражается кучка сумасшедших, сбежавших из психлечебницы.

И все же многие россияне «проголосовали» за фильм рублем. Что их привлекло?

Картонные монстры

В Соединенных Штатах очередное вторжение космического садиста ждали с 2014 года, но успех оказался более чем скромным. Вопреки прогнозам, что «Хищник» урвет по-настоящему жирный кусок, прибыль от показов в более чем четырех тысячах кинотеатров составила около 25 миллионов долларов. При 88-миллионном бюджете это довольно скромно и главный доход ожидается от проката картины за пределами США.

Стоит отметить, что режиссер Шейн Блэк один из ветеранов Голливуда и в молодости даже успел мелькнуть в оригинальном «Хищнике» в проходной роли — его знакомство с материалом это заметно по ряду отсылок к фильму 1987 года. Впрочем, далеко не все фанаты оценят такое настойчивое желание провести параллели с классикой, ведь картина вряд ли станет запоминающейся частью канона. Да и переделки на уровне «Ты красивый ублюдок» вместо оригинальной фразы «Ты уродливый ублюдок» не слишком вдохновляют.

Ублюдок и правда вышел красивым. Главная сила «Хищника» в образе — закованный в боевой костюм монстр, разделывающий под орех элитных солдат, оказался крайне запоминающимся злодеем. Зловещий инопланетный убийца выглядит довольно эффектно, вышагивая в костюме, напоминающем футуристическую броню самурая.

Впрочем, когда он появился на экранах более 30 лет назад, то выглядел не хуже. Может компьютерные эффекты были менее эффектными, но художники по костюмам знали свою работу. Да и сами эффекты были не так важны, когда в кадре появлялись поблекшие ныне суперзвезды, в том числе, легендарный культурист и будущий губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер. «Хищник» с его участием вошел в обойму незамысловатых, но подкупающих оригинальным сюжетом и харизмой актеров блокбастеров восьмидесятых, которые породили бесконечное число продолжений и перезапусков.

Ожидалось, что небольшая роль для Арни будет и в новом фильме, вроде бы ради этого даже написали два разных варианта сценария. Однако, прочитав его, актер отказался от съемок. И его можно понять.

Смертельное оружие «Хищника»

Отсутствие логически построенного сюжета, интересных героев, не самая лучшая игра актеров на фоне обилия пошлых шуток и потоков крови — эти слабые стороны фильма отмечают большинство американских критиков. На их главном сайте Rotten Tomatoes выносится неутешительный вердикт — фильм протух. Похоже, желание привнести больше юмора в мрачный сюжет об инопланетных охотниках сыграло с режиссером дурную шутку. В итоге в дураках оказались зрители, ожидавшие бескомпромиссного возвращения истокам франшизы.

Мало кто сегодня вспоминает первую попытку ее перезапуска. Вышедший на экраны в 2010 годы боевик «Хищники» с Эдриэном Броуди, оказался из числа фильмов «на раз». Они хорошо идут под попкорн, но перипитии сюжета сложно вспомнит уже на следующий день. Как писал один из критиков, его герои были больше похоже «на вырезанные из картона фигуры, готовые быть застреленными, чем на настоящих героев экшена». Забавно, но эти слова как нельзя более точно подходят и к описанию сюжета «Хищника» образца 2018 года.

И все же успех «Хищника» именно у российского зрителя неслучаен. Отбросив лишние цифры и приставки в названии, картина во многом дублирует лучшие образцы экшена прошлых лет. Фильм далек от оригинала, но лихая помесь сортирного юмора и залихватской стрельбы словно возвращает нас в видеосалоны девяностых.

«Хищник» не пытается играть со зрителем в прятки, в нем нет популярных в последние годы «твистов» и неожиданных поворотов. Зато есть старая добрая прямолинейность, свойственная классическим боевикам, где с первых кадров можно было понять кто хороший парень, кто плохой и на какой секунде каждый из них умрет.

Выходит, что главной фишкой нового фильма стали старые приемы. Хоть мы и видели их сотни раз, ностальгия порой может оказаться самым надежным способом завоевать внимание.Вряд ли это получилось случайно, ведь Блэк в 1987 году успел не только сняться в «Хищнике», но и написать сценарий «Смертельного оружия» — комедийного боевика также ставшего частью экшен-классики.

Не буду говорить за всех, но у многих россиян, чья молодость пришлась на девяностые, так не прошла юношеская травма от просмотра «полуслепых» копий «боевичков» и «ужастиков» в душной темноте первых видеосалонов. Со временем, мы осознали, что культурный уровень этих лент был даже ниже качества видеопленки тех лет, но свой след в нашей коллективной памяти они все равно оставили.

И пусть автору этих строк кажется, что второй раз в реку не войдешь и холодным осенним вечером лучше пересмотреть неповторимый оригинал, чем тратить время на его клона — каждый человек вправе самостоятельно выбирать каким способом лучше потешить свою ностальгию.