Как снимали фильм про великого Гетти
Ближайший воскресный вечер Первый канал завершит показом потрясающего фильма «Все деньги мира» - его покажут в 23:45, но фильм стоит того, чтобы чуть-чуть отложить процесс погружения в сон.
История этой картины началась тот момент, когда продюсер Квентин Кертис получил права на экранизацию книги Джона Пирсона «Пол Гетти. Мучительные миллионы». С просьбой написать сценарий для фильма он обратился к старому знакомому. Дэвид Скарпа, сценарист, вспоминает:
- Когда Квентин рассказал мне об этом проекте, я спросил: «Это что, тот парень без уха?» На что он ответил: «Знаешь еще один занятный факт? К тому времени (к моменту, когда у него украли внука – прим.ред.) Гетти был самым богатым человеком на планете, и выкуп был ему вполне по силам. Он владел миллиардами, похитители же требовали $17 млн. Для него это было все равно, что за парковку заплатить, и все же он отказался». Не скрою, это вызвало мой интерес, и я сказал: «Возьмусь»…
Созданный сценарий Дэвида попал в так называемый Черный Список 2015 года (в него попадают важные сценарии еще не снятых фильмов – прим. ред). Ну а продюсеры Дэн Фридкин и Брэдли Томас, прочитав написанное, пришли просто в экстатический восторг. Это была захватывающая история, что они и поняли своим продюсерским «нутром»:
- Масштаб был потрясающим! Действие истории разворачивалось на трех континентах, разыгрывалась невероятная трагедия в самой богатой и могущественной семье на планете. - Мы сразу поняли, что если все сделать по уму, то может получиться очень красивый и захватывающий фильм. Мы решили во что бы то ни стало довести эту историю до больших экранов и знали единственного режиссера, который смог бы это сделать..
Имя этого гения хорошо известно во всем мире. Ридли Скотт…
Как снять фильм про того, кто… мог купить весь мир? Как передать ту фантастическую роскошь, тот шик и стиль, который мог себе позволить лишь старик-громада, великий Гетти?
Тут помог «Вечный город» - Рим. Он был – и остается - так роскошен, что масса карточек с видами города ежегодно «питает» не одну сотню календарей. И этот «Рим» случился вовремя: он помог «киношникам» не просто найти симпатичные кадры, а предоставил кинематографистам возможность «поймать», раскрыть героя – то есть продемонстрировать богатство и статус Гетти при минимальных дополнительных финансовых вложениях. Сцены же похищения и спасения Жана Пола Гетти III снимались также на «живой натуре» - как в Риме, так и в Лондоне.
- Перед нами была поставлена непростая задача – уложить роскошь в бюджет, – рассказывает Артур Макс, художник-постановщик. – Поэтому нам пришлось тщательно подбирать локации и планировать свою работу на каждой из них. В Риме мы нашли очень элегантные интерьеры для разных сцен фильма, например, палаццо Барберини. Это удивительной красоты музей, который мы превратили в место проведения аукциона.
Отелем Жана Пола Гетти на время съемок стала Резиденция британского посла в Риме. Одна из комнат отлично подошла для интерьера роскошного гостиничного номера с террасой и пышным садом.
- При этом Италия показала нам грязную и жестокую Калабрию. Для съемок некоторых сцен мы покинули Рим и поднялись к озеру Браччано, где работали в высокогорных деревеньках, - рассказывает Артур. - Заброшенные здания стали отличным убежищем для похитителей. Словом, в фильме самые разные локации – от бедных лачуг до роскошных дворцов.
На главную роль в фильм был изначально приглашен Кевин Спейси. Впрочем, в образе Гетти узнать его было невозможно – так сильно менял его лицо грим. Были отсняты многие сцены, Скотт потирал руки – все шло чудесно. Но тут грянул скандал. Сначала появились жалобы на сексуальные домогательства со стороны актера Спейси, потом его признания в особых сексуальных пристрастиях… И Ридли Скотт решил изъять из фильма все сцены с Кевином Спейси и переснять их с актером Кристофером Пламмером. Снять в этой роли именно Пламмера было заветной мечтой Ридли Скотта, и когда пожилой актер сказал, что согласен попробовать, режиссер едва не заплакал от счастья.
- Кристофер – фантастический актер, и он вложил в роль намного больше, чем я мог мечтать. Мы до конца не были уверены в том, что наши планы можно реализовать – ведь требовалось вернуться на многие локации и вызвать всех актеров на пересъемки! – рассказывал позже Ридли Скотт. - Ни у кого из нас не было и тени сомнений в том, что Крис справится со сложной задачей. Если бы он был занят на тот период времени, мы, наверное, не справились бы.
Роль похищенного внука в фильме сыграл 19-летний актер Чарли Пламмер:
- Я считаю, что поднимаемые в фильме вопросы актуальны именно для моего поколения. Мы живем в обществе, главная цель которого – накопить как можно больше материальных благ. И один из лейтмотивов фильма в том, что человек чувствует себя несчастным вне зависимости от благосостояния. Счастье не купишь за деньги – оно живет внутри вас.
Почему был сделан выбор в пользу Чарли? Скотта в первую очередь заинтересовала «противоречивое обаяние» актера, его способность играть инфантильного мужчину или слишком рано повзрослевшего юнца, чья излишняя подростковая самоуверенность может быстро сменяться ощущением страха и беспомощности.
- Он выглядит взрослым, повидавшим мир и накопившим некоторый опыт, но при этом он сохранил мальчишескую харизму. Поэтому я хотел начать фильм со сцены в Виа Венето, как в одном из моих любимых фильмов «Сладкая жизнь». Я хотел увидеть в кадре грязь, мусор, проституток и золотых мальчиков, которые в другое время могли бы оказаться в компании звезд кинематографа и папарацци, - рассуждал Ридли Скотт. - 17-летний мальчишка бродил там сам по себе, разглядывая женщин, встречался с красивыми итальянскими проститутками, хотя девушки были немногим старше него самого. Он держался очень уверенно, казалось, что ему ничего не угрожает, но похитители бросают юношу в совсем иной мир, разительно отличающийся от привычного. И в конечном итоге он ухитряется вырваться из лап преступников и вернуться к цивилизации. Чарли на удивление точно передал все нюансы роли.
Справка «ВМ»
Премьера картины состоялась в США в декабре 2017 года, а в России фильм вышел в прокат 22 февраля 2018 года.. Фильм получил номинации на «Оскар» и BAFTA в категории «Лучшая мужская роль второго плана» (Кристофер Пламмер), а также был номинирован на «Золотой глобус» за лучшую режиссуру (Ридли Скотт), лучшую женскую роль в драме (Мишель Уильямс) и лучшую мужскую роль второго плана (Кристофер Пламмер).