Ужасы тайской зоны, католичества и женской дружбы
В прокате — один из самых неожиданных успехов прошлогоднего Каннского фестиваля, импрессионистский боевик о судьбе английского кикбоксера-наркомана, угодившего в одну из самых лютых тюрем Бангкока. Кроме того: спин-офф «Заклятия», посвященный одной очень страшной монашке, и детективная комедия о женской дружбе.
«Бои без правил» (A Prayer Before Dawn)
Режиссер — Жан-Стефан Совер
Билли Муру (Джо Коул) слегка за двадцать, но он уже успел потерять берега — как родной Англии, так и благоразумия. Не ему первому и не ему последнему, конечно, способна вскружить голову свобода и беззаконие бангкокских улиц.
Проблема Билли в том, что, зарабатывая на жизнь участием в подпольных схватках по тайскому боксу (за счет борзоты и мышечной массы, а не отсутствующей техники боя), он уже докатился до того, чтобы курить крэк прямо перед выходом на ринг и прибарыживать таблетками в злачных ночных клубах. Неудивительно, что не пройдет и пяти минут нового фильма Жана-Стефана Совера, как англичанина уже примут — с особой жестокостью — тайские копы.
На десятой минуте «Боев без правил» Билли, за драчливость переведенный в блок строгого содержания, станет свидетелем группового изнасилования, а затем и самоубийства сокамерника, его пережившего. Придется то есть заплутавшему экспату привыкать к новой жизни — среди татуированных с ног до макушки зеков, готовых порезать как за пачку сигарет, так и за редкую в стенах зоны дозу.
Со временем герой, конечно, заслужит доверие в виде относительных привилегий, полагающихся тем заключенным, что входят в команду тюрьмы по боксу, но в целом притворяющиеся боевиком «Бои без правил» представляют собой все-таки драму о выживании в невыносимых жизненных обстоятельствах, более того — основанную на бестселлере, мемуарах реального Билли Мура.
Если Мур, впрочем, натуралистично подчеркивал экзотичность пережитого им на тайской зоне (не зря его книга и спустя десять лет после выхода пользуется большим спросом во всех туристических книжных Таиланда), то Жан-Стефан Совер, хоть и известен фильмами о колумбийских нарковойнах («Медельинский картель») и африканских детях-солдатах («Джонни — бешеный пес»), здесь придерживается почти импрессионистского подхода к режиссуре. Камера то заходится в расфокусе, стоит Билли найти и употребить дозу, то ухитряется очертить пространство свободы даже в бесчеловечной тесноте бангкокской зоны, а в сценах боев на ринге и тренировок их участников и вовсе берет почти торжественную, прославляющую телесность интонацию. Тем эффектнее парадокс: редкий фильм о тюремной жизни оказывается не заклятием несвободы, а, напротив, подлинным гимном самой возможности свободы. «Боям без правил» это удается.
Купить билеты на фильм «Бои без правил» на «Афише»
«Проклятие монахини» (The Nun)
Режиссер — Корин Харди
1952 год. Сестру Ирину (Таисса Фармига), юную послушницу, перед принятием обета и монашеского сана ждет последнее испытание веры. Ватикан поручает ей сопровождение расследующего странных происшествий в католических церквях отца Берка (Демиан Бишир) в отдаленный румынский монастырь — там как раз повесилась молодая монахиня. Пожилой священник и его молодая спутница поначалу не сильно тревожатся — Берк и вовсе говорит, что его специализация заключается в охоте на чудеса. Что ж, какого типа чудеса ждут их в румынской глуши, становится ясно, когда покойница встречает их сидящей будто за обедней — местные, конечно же, говорят, что до приезда гостей самоубийца лежала.
Вскоре начинают звенеть колокола, которые в этих местах прикрепляют внутри гробов (некогда румыны очень боялись оказаться похороненными заживо), ну а затем за спиной у рассекающих по темным монастырским коридорам и склепам персонажей то и дело начинает возникать заглавная монахиня с лицом средневекового демона.
Эта зловещая монашка будет знакома постоянным зрителям недурной хоррор-франшизы «Заклятие» — для таких Корин Харди заготовил на финал финт, в котором хронология всех пяти фильмов этого сериала выстраивается воедино. Куда интереснее, впрочем, здесь стиль, в котором он снимает «Проклятие монахини», — да, все предыдущие ленты франшизы тоже разворачивались в прошлом, но только этот фильм выглядит так, как будто он действительно мог быть снят в 70-80-х (пусть и старательно эксплуатировавшие жуткий потенциал религиозных обрядов и образов фильмы студии Hammer были несколько более красочными визуально и залихватскими по уровню нагнетания страха).
К сожалению, эта выразительность уже не распространяется ни на сюжет, ни на выбор персонажей, ни на собственно устрашение аудитории — последнее Харди осуществляет уже затертыми явлениями зла в поле зрения зрителей (но не героев). Надо ли говорить, что и полет сценарной мысли, соединяющий средневековые страсти со Второй мировой войной, здесь тоже получается не столько кошмарным, сколько смехотворным?
Купить билеты на фильм «Проклятие монахини» на «Афише»
«Простая просьба» (A Simple Favor)
Режиссер — Пол Фейг
Стефани (Анна Кендрик) после смерти мужа осталась матерью-одиночкой — трагедия, впрочем, не убила ее жизнерадостный гиперактивный дух: женщина не только вписывается в каждую из возможных родительских активностей в классе сына Майлза, но и ведет видеоблог для других мамаш, в котором витийствует на темы готовки, быта и воспитания.
Ей, проще говоря, отчаянно не хватает хотя бы товарищеской (не говоря уже о мужской) компании — и та ее настигает в лице матери одноклассника Майлза: Эмили (Блэйк Лайвли) работает в пиар-отделе нью-йоркского модного дома, замужем за успешным писателем (уже десять лет, правда, ничего не писавшим) и рада любой возможности спихнуть на другого обязанность по встрече ребенка из школы. Когда же новая подруга вдруг без следа исчезает, Стефани, почему-то не доверяя полицейскому расследованию, пускается на ее поиски собственноручно.
Новый фильм режиссера «Девичника в Вегасе» Пола Фейга разворачивается на территории, которая в свое время служила полем действия подрывных мелодрам Дугласа Сирка — а именно в более-менее идеальном, сонном американском пригороде, который в реальности «Простой просьбы» легко привечает этнически неоднородные семьи, но оказывается не вполне своим ни для одной из двух главных героинь, у каждой из которых находится достаточно тайн, чтобы скрывать биографию куда более сложную, чем предполагает местный открыточный настрой.
Проблема Фейга в том, что он предпочитает перегрузить свой фильм поворотами (предсказуемой несмотря ни на что) интриги, флешбэками и грошовыми разоблачениями — вместо того, чтобы высечь из материала хоть сколько-то дополнительных значений и возможностей для прочтения. Фильмы того же Сирка (или Хичкока, которого Фейг здесь местами пародирует) вместе с сюжетом сообщали достаточно правды, включая скрытую, подавленную о самой природе типовой жизни Америки среднего класса. Фейг же абсурдистским детективным сюжетом и ограничивается, в итоге возлагая основную работу по удержанию зрительского внимания на двух звезд — Кендрик и Лайвли. К чести последних, с задачей оживить пустышку актрисы справляются.