Что не так в фильме «Иван Васильевич меняет профессию»
Знаменитая комедия Леонида Гайдая вышла на экраны ровно 45 лет назад, приобрела статус культовой и остается такой до сих пор. Вы уверены, что внимательно смотрели ее?
Легендарный фильм «Иван Васильевич меняет профессию», снятый по мотивам пьесы Михаила Булгакова «Иван Васильевич», вышел на экраны 21 сентября 1973 года. И хотя Леонид Гайдай опасался, что его работу или вообще «зарубят», или быстро положат на полку, картина не только беспрепятственно вышла в прокат и была одобрена чиновниками, но и побила все рекорды. За год ее посмотрело более 60 миллионов человек.
«Иван Васильевич…» относится к тем фильмам, которые с удовольствием пересматриваешь снова и снова. Teleprogramma.pro предлагает вспомнить классику отечественной комедии и заодно проверить знание русской истории: в чем Гайдай погрешил против правды?
Режиссер не ставил своей целью во всем следовать исторической правде. Но вряд ли Гайдай мог предположить, что его фильм не только разберут на цитаты, но и скрупулезно изучат с точки зрения соблюдения исторических фактов. А с ними Леонид Иович обращался достаточно вольно.
Так Жорж Милославский (Леонид Куравлев), усаживая на трон царя-самозванца (Юрий Яковлев), вкладывает в его руки державу и скипетр. При этом он сверяется с фреской на своде тронного зала. Сцена эффектная, но оба символа царской власти появились уже после смерти Ивана Грозного.
В сцене с милиционерами Иван Грозный заявляет, что родился в 1533 году «от Рождества Христова». Таким образом царь у Гайдая стал моложе на три года: еще в школе проходят, что год его рождения – 1930. А в 1933-м он после смерти отца стал великим князем. Да и счет от Рождества Христова появился на Руси только в времена Петра Первого, до этого все считалось «от сотворения мира». И дата рождения Ивана IV Васильевича звучала бы как «Лето 7038 от сотворения мира».
Слова героя Юрия Яковлева: «Вот что крест животворящий делает!» мгновенно стали крылатыми. Только вот царь в знаменитой сцене крестится тремя перстами, в то время как до середины XVII века на Руси все крестились двумя перстами, этим Русская Церковь отличалась от других православных Церквей.
«Икра заморская баклажанная» во времена Ивана Грозного не могла появиться даже на царском столе: на Руси о существовании этого заморского овоща узнали только в середине XVII века.
Если следовать исторической правде, то действие фильма должно было происходить не в теплое время года, а поздней осенью: «царица Марфа Васильевна» (Нина Маслова), она же Марфа Собакина, была женой Ивана IV Васильевича всего 15 дней и умерла в середине ноября 1571 года. По одной из версий, она захворала еще до свадьбы, по другой – на свадебном пиру упала в обморок, после чего начала чахнуть на глазах, возможно, ее отравили. У Гайдая же царица румяна, бодра и весела.
Еще одна ставшая крылатой фраза – «И.о. царя», которую произносит Иван Васильевич Бунша, подписывая документ, звучала бы не так эффектно, если бы лжецарь в соответствии с исторической правдой визировал бы документ печатью.
«Татарский князь Едигей», просившийся на прием к Ивану Грозному после шведского посла, сделать этого никак не мог: грозный хан Золотой Орды был убит почти за век до рождения русского царя.
Знаменитая песня «А не сильная туча затучилася», которую исполняли на царском банкете, была сложена в память о нашествии крымских татар на Русь в 1572 году. На тот момент «царицы Марфы Васильны» уже давно не было в живых.
Белокаменный Кремль Гайдай нашел в Ростове Великом. Но, опять же, если следовать исторической правде, то Кремль должен был быть в фильме краснокаменным. Побелили стены и башни только в XVIII веке, следуя пришедшей из Западной Европы моде.
Гладковыбритые воины хорошо смотрелись в кадре, но в реальной жизни такое зрелище просто было невозможно: простолюдинам строго запрещалось сбривать бороду и усы.