Николай Губенко: Не рискую быть предсказателем
Театр «Содружество актеров Таганки» готовится к новой премьере – «Спасти Хлестакова» по комедии Николая Гоголя. Ставит спектакль молодой, талантливый режиссер Мария Федосова. Ее «Бег» по пьесе Михаила Булгакова стал событием как для театралов, так и для критиков. В театре «Содружество актеров Таганки» много молодежи – здесь охотно принимают в труппу выпускников театральных вузов. Возвращаются и артисты из эмиграции, как молодая актриса Ирина Усок. Художественный руководитель театра Николай Губенко рассказал «ВМ» о ближайших планах. - Николай Николаевич, ваш последний спектакль «Нечистая сила» многие считают попаданием в наше время. Одноименный роман Валентина Пикуля написан давно. Почему вы решили поставить его только сейчас? - К сожалению, открыл для себя творчество Валентина Пикуля довольно поздно. Роман «Нечистая сил» опирается на историческую правду, документы, хронику, свидетельства очевидцев, и еще поэтому мне захотелось перенести на сцену многообразие персонажей, картину мощного исторического потрясения для России перед Октябрьской революцией. Роман обнажает все проблемы, которые были при царской России и которые, увы, имеют место быть сегодня. Мы наблюдаем противопоставление двух слоев нашего общества - олигархов и бедных людей. - Вы не разочаровались в коммунистической идее? Сегодня не так много тех, кто верит в победу коммунизма. Разве можно вернуть в жизнь те прекрасные идеи о равенстве, братстве, бескорыстии? - Я живу тот отрезок жизни, который мне дан природой. Все, что происходит со страной, отражается в моей душе и творчестве. Все мои фильмы, спектакли пропущены сквозь сердце, душу, боль, радость, страницы истории. В жизни, творчестве и политике хочу улучшить человеческие отношения, которые сегодня, увы, из ряда вон плохи. Какая причина этого? Все та же, что и в начале XX века - резкое расслоение населения. Когда у меня спрашивают, возможны ли новые потрясения, честно отвечаю: «Не рискую быть предсказателем». - У вас два диплома - актерский и режиссерский. Сегодня многие актеры подались в режиссеры и даже делают на этом поприще успехи. Фильм Константина Хабенского «Собибор» выдвинут от России на премию «Оскар», например. Как вы относитесь к такой тенденции? - К сожалению, «Собибор» еще не видел, но считаю, что режиссуре учиться нужно. Когда актеры становились хорошими режиссерами, это исключительные случаи. Могу назвать такие имена: Федор Бондарчук, Ролан Быков, Алексей Баталов. Сергей Федорович Бондарчук стал режиссером, будучи актером, имея огромный опыт работы в кино. Сегодня большое количество людей идет в режиссуру, потому что не хочет зависеть от других режиссеров, уровень которых, увы, не очень высокий. Но учиться режиссуре необходимо, и я советую пришедшим в эту сферу из других профессий этим заняться. - Если бы у вас не было режиссерского образования, могли бы вы ставить спектакли в театре? - Вряд ли. Сценическое пространство - весьма специфическое и существует по строгим законам, которые необходимо знать. В театре в отличие от кино - другие методы, жанры, возможности, - Расскажите о будущей премьере. - Выпускаем «Спасти Хлестакова» по комедии Николая Гоголя «Ревизор». Молодой и очень талантливый режиссер, не побоюсь этого слова, один из лучших в Москве ставит этот спектакль. Темы, затронутые в бессмертной комедии, актуальны и для сегодняшней России. К сожалению, главные беды не проходят, и об этом будущая премьера, которая состоится в октябре.