Андрей Звягинцев: Петров и Боширов – лжецы
Вчера, 27 сентября, на встрече со зрителями в саратовском Доме кино, проходящей в рамках Пятнадцатого международного телекинофестиваля документальной мелодрамы «Саратовские страдания», режиссер Андрей Звягинцев рассказал, что ему ни разу не приходилось искать деньги на свои фильмы, и почти все они были сняты на небюджетные средства. «Ирония в том, что бюджетные деньги были только в одном фильме. Это «Левиафан», - сообщил Звягинцев, чем вызвал смех в зале. Саратовский общественник Юрий Кутузов спросил режиссера, какая нужда его привела в Саратов в начале 90-х годов. «Никакой нужды – своего рода приключение. Я учился в ГИТИСе, и у нас на курсе учился Денис Банников, он родом из Саратова. И в 1991-м году у его родителей был юбилей свадьбы, и он предложил «А поехали со мной!» Я даже не помню, сколько дней мы здесь провели. Никакой нужды. Сплошное удовольствие», - ответил Звягинцев. Также в ходе обсуждения режиссеру задали вопрос об эпизоде в фильме «Елена», где на две секунды была показана мертвая лошадь, из-за которой остановился поезд. «Это не лошадь, это конь. Его зовут Мадрид. Он жив. Ветеринар сказал нам, что у нас будет 20 минут максимум. Мы сняли восемь дублей, потом конь начал приходить в себя. Мы держали его вертикально всей командой», - рассказал он, после чего принялся рассуждать над вопросом. «Можно же было просто проехать? Ну да, можно было. А можно было и не проезжать. Вы говорите об этом эпизоде, а я вам скажу больше: всегда на встречах возникает этот вопрос. Зрители все видят эту лошадь. Она полежала там на асфальте не зря. Это состояние такого ужаса. Скрытое гораздо сильнее работает. Оно лучше входит в тебя, чем подробно разжеванное. Нужно это, чтобы отсюда начать отсчет. Здесь мы видим интерьер души Елены. Потому что не в нас входит этот эпизод, а в нее. Мы видим портрет. Сначала сумку, дрогнул вагон, мы поднимаемся на портрет Елены, за ней сидит дедушка с внучкой, которая говорит: «Смотри-смотри!» И все зрители в зале смотрят. И Елена смотрит. И мы смотрим ее взглядом», - рассказал он. Также в ходе встречи Звягинцев ответил на вопрос о любимых фильмах детства. «Чаплин «Золотая лихорадка». Сильные детские впечатления. Я ходил на каждый сеанс. Это не наши с вами времена, когда можно скачать на торрентах. Нужно идти в кинотеатр и купить билет. Я ходил на фильм «Великолепный» с Бельмондо. Когда стал старше, «Осенняя соната». Такое сильное впечатление. Я просто рыдал весь фильм. Это было сотрясение всех основ», - ответил режиссер. Кроме того, он рассказал, что в издательстве АСТ готовится книга нереализованных сценариев к его фильмам. «Впервые текст, а не то, что вы видите на экране. И я пишу предисловие», - сообщил Звягинцев. Еще один из вопросов от зрителей касался героев фильма «Нелюбовь». «Человек сложен. И мы сами сложные и непростые. Мне нравится притча о боге, который принял решение раздать всем тварям их места в мироздании. Сказал тигру – ты будешь здесь, антилопе – ты будешь здесь, камню – лежать здесь, реке – течь здесь, а человеку – ты будешь искать свое место. И действительно антилопа будет всегда бежать от тигра, а человек всегда себя ищет. Это переменная, каждый раз вопрос к человеку. Человек – это усилие быть человеком. Это усилие поиска и своего достоинства – это то, что определяет человека. Сводить своих персонажей к тому. Что это положительный герой или отрицательный… Мы видим на экране Петрова с Бошировым - мы видим, что перед нами лжецы. Меня поражает, что люди не видят в фильме «Нелюбовь» людей. Я говорю о поисковиках – героях нашего времени, которые выбирают служение другим – бесплатное и бескорыстное», - рассказал он. Также Звягинцев затронул тему Кирилла Серебрянникова. «Чем все завершится, мы не знаем. Только пожелать Кириллу мужества и дотерпеть этот абсурд», - отметил он. Депутат Юлия Литневская задала режиссеру вопрос, что помимо энтузиазма им движет: «Вы думаете о зрителях? Творите вы для вечности, для зрителя или для себя?» «Конечно, фильмы я делаю для себя. Это единственный правильный путь. Когда ты искренен и честен с самим собой. Делать фильм для зрителя – это чистая химера. Представьте себе, какая численность аудитории и как угодить им всем. Ты не маркетолог и не Дом быта, ты чувствуешь токи времени и отзываясь на них свидетельствуешь времени. Ты должен сам быть согласован с тем, что делаешь, а не зрителям. Станет скучно – уйдет из зала. Если делать для зрителей, то это обслуживание населения. Это коммерция», - ответил Звягинцев. В завершение встречи режиссера спросили о судьбе Алеши из фильма «Нелюбовь». «Здесь нет этого ответа. Здесь фильм не об Алеше, хоть он и является главным героем фильма. Он о родителях. Это фильм о Борисе и Жене и их пути к себе. Точно сказать зрителю он это в морге или не он – нельзя, это позиция открытая. Мы наблюдаем тот же самый день в 15-м году, мальчик пропал в 12-м году. Концовка – это 15-й год. Если мы наблюдаем проданную квартиру и ремонтируемую. Естественно, они не могли бы продать квартиру без воли третьего человека. Ясность существует. И она лежит за пределами фильма. Между эпилогом и сценой в морге», - ответил он. После этого зрители поблагодарили режиссера бурными аплодисментами.