Новая классика. Фильм недели — «Человек, который убил Дон Кихота»

Режиссер Тоби снимает многобюджетную рекламу в Испании. Он не может сосредоточиться на площадке, ему осточертели дорогие декорации и бесконечные разговоры с продюсерами. На пороге отчаяния в руки Тоби попадает старый DVD с фильмом «Человек, который убил Дон Кихота», который он снял 10 лет назад. Ученический фильм, снятый в маленьком городке с простыми горожанами заставляет Тоби отыскать своих героев. Первый на очереди — башмачник Хавьер, решивший, что он и в правду Дон Кихот, принимает Тоби за Санчо Пансу и уводит в фантастическое приключение. Режиссер Терри Гиллиам решил экранизировать главный роман Сервантеса 29 лет назад. Как только замысел добрался до съемочной площадки, его начали преследовать все беды в мире: маленький бюджет, актеры, которые приходят и уходят, отказы студий. Съемки злополучной картины начались в 2000 году, но Жан Рошфор, игравший Дон Кихота, получил травму и не смог продолжить участие в проекте. Короткий съемочный период с Жаном Рошфором в роли Дон Кихота и Джонни Деппом в образе Санчо Панса вылился в хронику «Застрявшие в Ла Манче» — единственное до 2018 года документальное подтверждение существования картины. В 2017-м Терри Гиллиам объявил о возвращении «Дон Кихота», но мало кто верил, что фильм состоится. Весной появилась новость, что «Человек, который убил Дон Кихота» закроет Каннский кинофестиваль, но даже после завершения проект не обошел скандал. Перед премьерой суд Франции лишил режиссера прав на картину, а все заработанные деньги получит продюсер Пауло Бранко в придачу к €10 000 от Терри Гилиама за нарушение контракта. И тем не менее триумфальное возвращение старого Гиллиама, полюбившегося по фильмам «Бразилия» и «Монти Пайтон и Священный Грааль» официально состоялось. Хитроумный идальго весь роман находится на пересечении грез и реальности, а Терри Гиллиам — известный мастер воображаемых миров. В роли Дон Кихота оказался Джонатан Прайс, известный зрителям как Его Воробейшество из «Игры престолов», и это лучшее попадание в образ в истории экранизаций «Дон Кихота». Старик не в своем уме с одной стороны, с другой — бравый рыцарь, ищущий выход из любой ситуации с помощью языка, а если не получится — копья. Рыцарь печального образа — четвертая роль Прайса у Терри Гиллиама, а для Санчо Пансы — Адама Драйвера — это дебют у режиссера. В актерском даровании Драйвера можно не сомневаться: он вывез на себе проект, потерпевший сотни изменений и десятки начинаний. Само существование картины «Человек, который убил Дон Кихота» — победа для Терри Гиллиама и большая радость для зрителей. Для знатоков творчества Гиллиама фильм уже стал современной классикой, а тем, кто не смотрел ни одного, важно знать, это magnum opus режиссера. После такого фильма 77-летнему Гиллиаму можно было бы выходить на пенсию, но режиссер в долгах не может себе это позволить. Из-за многочленных судебных тяжб «Человек, который убил Дон Кихота» не нашел прокатчика в Северной Америке — уже хотя бы поэтому стоит идти в кино прямо сейчас.

Новая классика. Фильм недели — «Человек, который убил Дон Кихота»
© Forbes.ru