Войти в почту

«…я не боюсь рисковать», ‒ Кирилл Плетнев рассказал о работе над фильмом «Без меня»

В декабре 2017 года в российский прокат вышел фильм «Жги!» с Ингой Оболдиной и Викторией Исаковой в главных ролях. Для режиссера картины Кирилла Плетнева лента стала дебютом в полном метре. С 11 октября в кинотеатрах можно увидеть его новую работу – мелодраму «Без меня» с Полиной Максимовой и Любовью Аксеновой. Их героини получают смс с номера молодого человека, которого они считают умершим. О работе над фильмом Кирилл Плетнев рассказал корреспонденту «Киноафиши.инфо». Как «Без меня» появился в вашей жизни? Мне позвонил Рубен Левонович Дишдишян, генеральный продюсер компании «Марс Медиа», и предложил прочитать сценарий. Он сказал, что у них «слетел» режиссер, и они хотят предложить проект мне. На тот момент я был на стадии подписания контракта для работы в качестве режиссера над другим фильмом, но прочитал сценарий за одну ночь и отказался от того проекта ради «Без меня». Тогда, правда, сценарий назывался «Неидеальные», в процессе работы его переименовали в «Идеальные», но в итоге мы все-таки пришли к названию «Без меня». К вашему первому полному метру вы сами писали сценарий, сценаристкой «Без меня» стала Дарья Грацевич (сценаристка сериала «Измены», фильма «Купи меня» ‒ прим. ред.). В чем для вас разница в работе над фильмом по своему сценарию и по сценарию, написанному другим автором? Когда я пишу сам, я уже представляю, как все должно выглядеть на экране: я представляю актеров, которые будут играть, представляю локации. На уровне написания сценария представляю даже движение камеры. Тем не менее я хотел попробовать снять фильм не по своему сценарию. Признаюсь, со многим в сценарии «Без меня» я был не согласен. Слава Богу, Дарья Грацевич, учитывала мои предложения, какие-то вещи мы вместе дорабатывали под меня, какие-то вещи я уже дорабатывал на съемочной площадке самостоятельно. Сценарий – это не Библия, а некий документ для создания фильма, т.е. конечный продукт – это все равно фильм. Слепо следовать букве сценария, иногда бывает вредно для создания кино. И все же когда снимаешь фильм по собственному сценарию, то порой трясешься над какими-то моментами, фразами, со сценарием, написанным другим автором, я чувствовал себя чуть-чуть свободнее. Кадр из фильма «Без меня» Но все же вы сказали, что сценарий Дарьи Грацевич вас зацепил и вы даже изменили планы за одну ночь. Что вас так сильно зацепило? В первую очередь тема – «жизнь продолжается несмотря ни на что». Это извечный сюжет преодоления трагедии, с которым сталкиваются все люди в жизни в том или ином возрасте. Также у Дарьи Грацевич очень хорошо были прописаны характеры, фабула, квест. Как я поняла, вы не боитесь рисковать и браться за болезненные темы… Я не боюсь рисковать совершенно. Другое дело, что при работе над фильмом у нас произошло несчастье. Умерла художница-постановщица Екатерина Залетаева. О том, что она заболела раком, мы узнали на съемках... «Без меня» стала ее последней картиной. Для всех нас это было очень тяжелое время. Не знаю, тонкие ли это материи как-то вмешались или что-то еще… Но «Без меня» ‒ кино не о смерти, а о жизни. Повторюсь, для меня был важен посыл, что надо жить дальше несмотря ни на что, и за такую тему я всегда возьмусь, с чем бы она ни была связана. Музыка в «Без меня» играет отнюдь не последнюю роль, фактически она становится одним из героев картины. Расскажите об этой составляющей фильма. Над музыкальной составляющей работал мой близкий друг, замечательный композитор Артем Михаенкин. Мы с ним работали еще над «Жги!». Для меня он один из лучших музыкальных продюсеров. Нас познакомил Константин Меладзе. Артем очень многие треки написал, когда фильм еще не был снят. Например, мелодия, которую Любовь Аксенова играет на рояле, была написана с самого начала, ведь нам было нужно, чтобы ее пальцы, ударяющие по клавишам, потом совпадали со звуком. Текст одной из песен в нашем фильме изначально был написан на русском, но мы поняли, что само изображение, стиль подачи, монтажа, да и вообще киноязыка в «Без меня» не очень поддерживаются русским языком. В итоге мы сделали песню на английском. К этому треку мы сняли клип, он выйдет в преддверии старта проката «Без меня». Для меня также важно, что мы пытались создать мелодраму в чистом виде. И музыка помогла нам передать моменты, когда человек находится в состоянии депрессии, и при этом не уйти в тяжелую драму. К тому же если «Жги!» ‒ это актерское кино, то «Без меня» несет в себе все составляющие киноязыка. Здесь и изображение имеет свою роль, и звук, и музыка, и актерские работы. Сложно сказать, что из них важнее, потому что все направлено на выбивание эмоций. Для себя я это кино называю импрессионистическим. Кадр из фильма «Без меня» Если вернуться к параллелям со «Жги!», то и в той и в другой картине у вас рассказывается история зарождения и становления женской дружбы в условиях, скажем, не рядовых. Как получилось, что эта тема вышла на первый план в ваших режиссерских работах? И что она значит для вас? Мне часто задают этот вопрос. Могу честно сказать, что пока еще сам не разобрался, и я не знаю, почему мне нравятся женские истории. Быть может, потому что меня воспитывали две женщины – мама и тетя ‒ и потому что женщины более откровенны и открыты в своих проявлениях эмоций, нежели мужчины. Это не значит, что я не хочу снимать кино про мужчин, просто пока не попадалось достойного сценария, или я пока еще не написал такой сценарий. Кстати, в моем третьем фильме уже говорится не о женской дружбе, а о взаимоотношениях мужчины и женщины (фильм «Семь ужинов» выйдет в российский прокат 14 февраля 2019 года, ‒ прим. ред.). Как шла работа над созданием образов Полины Максимовой и Любови Аксеновой? Был очень большой кастинг. Но решение принимал не я один, поскольку это кино все-таки продюсерское с достаточно большим бюджетом. Нам нужны были лица на миллион ‒ стильные и в то же время понятные народу, не из артхауса и не из европейского кино. Полину и Любу, на мой взгляд, сложно назвать народными, но они узнаваемые. Когда Полина Максимова пришла на пробы, у нее были шикарные волосы как в сериале «Деффчонки». Ее пробы прошли прекрасно, и я ей тогда сказал: «Полин, если все получится, то придется постричься». В ответ услышал: «Я хотела предложить то же самое». Многие, кто уже видел картину, просто не узнают ее, настолько непохожий на привычную нам Полину получился персонаж. Мне кажется, такой образ ей идет и раскрывает ее с другой стороны. В одном из интервью она говорила, что для нее роль Киры в «Без меня» переломная, на мой взгляд, так оно и есть. Ради этой роли она очень многое сделала, например, сильно похудела, а ведь она и так стройная девушка. Просто Полине казалось, что ее персонаж – это женщина на грани нервного срыва, и она должна быть совсем худой. В качестве одного из референсов, мы взяли Эми Уайнхаус. Полина также специально для роли училась кататься на мотоцикле, и в фильме на мотоцикле она ездит сама. С Любой история немного сложнее, потому что ее персонаж, скажем так, не настолько рельефно прописан, как у Полины. Но и с Любой до начала съемок мы встречались, прорабатывали всю ее внутреннюю линию, все изменения, которые происходят с ее героиней. Так как Полина Максимова появляется в вашем третьем фильме, можно сказать, что у вас сложился хороший творческий тандем… Да, безусловно. Кадр из фильма «Без меня» А как вы работает с актерами на съемочной площадке? Съемки – это, конечно, приятное времяпрепровождение, но это в первую очередь работа. Мы собираемся, для того чтобы сделать хороший продукт. Для меня очень важно, чтобы артисты знали текст, чтобы они были готовы, чтобы они приходили с предложениями. У нас был огромный кастинг, огромное количество актрис говорили: «Такой потрясающий сценарий, нам так хочется играть в этом фильме». Но они приходили на пробы, и у них по сценарию вроде как парень должен умереть, а было ощущение, что от них котенок убежал. К сожалению, такое встречается сплошь и рядом, на словах все очень хотят работать, а по результату ничего не приносят и почему-то думают, что их должны взять в кино за красивые глаза. У меня это не прокатывает. Премьера «Без меня» состоялась на фестивале в Монреале. Как фестивальная публика приняла фильм? В Монреале фильм очень хорошо приняли. Одна корейская, одна китайская и одна испанская компании покупают права на ремейк фильма. Не ощущаете ли вы в связи с успехом своего первого фильма давление со стороны зрительских ожиданий? «Жги!» и «Без меня» совершенно разные фильмы, и в этом нет ничего плохого. Вспомним хотя бы «Спасти рядового Райана», «Парк Юрского периода», «Индиана Джонс» и «Мюнхен» ‒ это очень разные картины, но их снял один человек – Стивен Спилберг. Если мой авторский почерк будет проявляться в том, что мои фильмы вызывают у зрителя эмоции, то это прекрасно. В этом смысле «Без меня» не уступает «Жги!», потому что мой второй фильм тоже вызывает эмоции. Так что у меня нет каких-то опасений по поводу зрительских ожиданий. Чуть более чем за год в российский прокат выходит три ваших фильма. 7 декабря 2017 – «Жги!», в октябре 2018 – «Без меня», в феврале 2019 – «Семь ужинов». Создается впечатление, что вы работаете в очень быстром темпе… За прошлый год я снял две картины – «Без меня» и «Семь ужинов». И это был адски тяжелый труд, потому что только завершились съемки «Без меня», как мне предложили «Семь ужинов». Я отдал «Без меня» на предварительный звук, в этот период не требуется присутствие режиссера, так как идет предварительная сборка по звуку, прокладываются шумы, фоны и так далее, и за это время снял «Семь ужинов». У нас было 28 смен. Потом мне пришлось совмещать работу над двумя проектами. Единственным отдохновением для меня было то, что это два совершенно разных жанра, и грубо говоря, переключаясь с картины на картину, я отдыхал. Но, конечно, снять два фильма за год – это очень тяжело. Поэтому могу сказать честно – устаешь сильно. Беседовала Елена Громова

«…я не боюсь рисковать», ‒ Кирилл Плетнев рассказал о работе над фильмом «Без меня»
© Киноафиша