Омская премьера. Прошёл показ экспериментального фильма «Мгновения жизни»
В интервью корреспонденту АиФ талантливый омич рассказал об истории создания фильма, источниках вдохновения и творческих планах на будущее. Вдохновившись творчеством французского кинорежиссера Алена Рене, Денис Павленко снял экспериментальную картину, в которой прошлое переплетается с настоящим, а правда и вымысел существуют в одном пространственно-временном контексте. В основе сюжета – встреча двух молодых людей в светском заведении. Правда, если для девушки она кажется случайностью, то для мужчины это свидание вполне логично, ведь он искренне уверен в том, что они уже виделись здесь ранее. Режиссер вовлекает зрителя в свой сценарий и заставляет задуматься: «Была ли эта встреча?». Он не дает четкого ответа на вопрос, но многочисленные флешбеки, сюрреалистические кадры из фильма «В прошлом году в Мариенбаде» и неоднозначные причинно-следственные связи создают определенные намеки и ведут к возможной разгадке. Однако для каждого зрителя она своя. Как рождается кино Юлия Миленина, АиФ в Омске: Денис, расскажите, как вы пришли в киноиндустрию? Денис Павленко: Любовь к кино началась с дилогии «Москва-Кассиопея» и фильма «Терминатор». Меня никогда не волновал вопрос, связанный с тем, кем быть в жизни. Я просто знал с детства, что буду режиссером. Чуть позже посмотрел «Крестного отца», затем «Чужие» и «Однажды в Америке». А когда на экранах появился «Титаник», настолько вдохновился этим фильмом, что уже осознанно принял для себя решение, чем буду заниматься дальше. К киноиндустрии меня привела любовь к этому виду искусства. Меня очень вдохновляют не только фильмы Кэмерона, но и работы таких классиков, как Феллини, Трюффо, Бертолуччи, Висконти, Пазолини, Рене и многих других гениев. - Нам известно, что за основу повествования фильма «Мгновения жизни» вы взяли структуру кинематографической работы Алена Рене «В прошлом году в Мариенбаде». Как вы трансформировали эту картину под современные реалии? - Хотелось бы для начала сказать, что я не копировал работу Алена Рене, а сделал акцент только на его структуру и перенес действие в омские бары, а не в респектабельный отель, который можно увидеть в фильме французского режиссера. В моем кино главный герой тоже пытается объяснить девушке, что они уже встречались, но не в прошлом году, как это было показано в фильме Рене, а, вероятно, даже еще раньше, возможно, тридцать лет назад, причем самим героям не более тридцати. Героиня, конечно же, не понимает слова мужчины и не верит в них. Современные реалии мы переплели с реальными кадрами и фразами из работы «В прошлом году в Мариенбаде». Они помогли усилить сюжетную линию и подсознательно привести зрителя к внутреннему вопросу о том, была ли эта встреча вообще. - Вы сказали, что, возможно, герои встречались «еще раньше». Вы имеете в виду, что это было в другой жизни или в другую эпоху? - Да, не исключается другая жизнь в другой эпохе. И в фильме зрители увидят кадры, которые отражают совершенно другое время: комната, обставленная в советском стиле, деньги из СССР, старая любительская кинокамера, на которую снимает главный герой. Вообще, если приоткрыть завесу, есть несколько потенциально возможных ответов на фильм: а) случилась реинкарнация, б) главный герой лжет, в) герой не в своем уме. - Отсылки к сюрреалистическому кинематографу применены, чтобы натолкнуть зрителя на мысль, что все это было в прошлом? - Фильм не дает четкого ответа, каждый решает сам. Такое мнение может появиться у тех, кто верит в карму и думает, что, если люди что-то не успели сделать в прошлой жизни, то в новой у них будет еще один шанс. Я не случайно вплел в фильм смысл фразы Альберта Камю: «Раз я знаю, что ты придешь, я могу тебя ждать сколько угодно». - Наверняка вы видели знаменитый мистический сериал Дэвида Линча «Твин Пикс». В нем тоже много неожиданных поворотов сюжета. И сам режиссер до сих пор утверждает, что даже он не знает, кто убил его героиню Лору Палмер. Знаете ли вы, была ли встреча ваших героев? - Честно сказать, не знаю. Но есть один момент, который может привести к мысли, что встреча все-таки была. В другой жизни, в другом возрасте. Только так. В фильме нет линейного сюжета. Необходимо разобрать его на отдельные части, расставить в правильном порядке и убрать две сцены. И тогда герои точно встретятся. Съемки – дело непростое - «Мгновения жизни» вы снимали на протяжении восьми месяцев. Как все начиналось? - Однажды я посмотрел шедевр «В прошлом году в Мариенбаде», который и вдохновил меня на собственный фильм. Затем я попросил сценариста Валерию Зикунову изучить эту картину и написать свою версию истории, обязательно применив закадровый голос и оставив в сюжете игру «Ним», в которую часто играли герои фильма Алена Рене. Сценарий был написан быстро, буквально за месяц, и в феврале мы приступили к съемкам. На главную мужскую роль я видел только одного актера, который подходил по всем параметрам. Ее сыграл Максим Репин. Что касается актрисы, исполнившей главную роль, то я нашел ее в колледже культуры и искусств. В фильме также снялся Владимир Кутарев, который играл главную роль в прошлогодней картине «Под звездным небом». - С какими трудностями столкнулись при съемках? - Конечно, это нехватка оборудования, с помощью которого можно было бы полностью воплотить замысел. Но все-таки нельзя не отметить, что нам очень хорошо помог один омский бизнесмен, который решил остаться анонимным. Он просил не называть его. Просто сказал: «Занимайтесь творчеством». С рекламной продукцией помогла группа компаний «Арис», а интерьеры для съемок предоставили бары «Абсенто море» и «Опера», а также ДК им. Малунцева и библиотека «Квартал». Безусловно, много приходилось вкладывать в съемки самому, но искусство – благое дело. - Какая сцена показалась самой сложной для реализации? И что удалось воплотить проще всего? - Сложнее всего нам давалась сцена, когда нужно было постоянно двигать камеру с одного актера на другого во время диалога, не теряя фокусного расстояния. И, наоборот, быстро получилась сцена, где герои попадают в комнату советского периода. - Вы - представитель нового, молодого поколения кинематографистов. Что вы думаете об этой генерации? - Мне как-то удалось поговорить с монтажером «Терминатора» Марком Голдблаттом, который работал тесно с Кэмероном. И когда они начинали творить, конечно же, не было цифровых технологий, компьютерного монтажа, и пленка стоила недешево. Сейчас возможности «киношников» огромны! По доступным ценам у нас есть большое количество камер, «зеркалок», телефонов с отличным качеством видео. На самом деле, кино уже снимают на «айфоны»! Цифровые устройства позволяют практически любому человеку практиковать съемки и монтаж. Но, естественно, в современном кинематографе есть и проблемы. Это пошлые российские комедии, осваивание больших бюджетов на фильмы, которые, в конце концов, проваливаются, кризис новых идей и ничтожные попытки выжать все из уже существующих франшиз. В планах - самосовершенствование - Как вы считаете, чтобы стать хорошим режиссером, обязательно получать специальное образование? Расскажите о своем опыте. - По первому диплому я художник росписи по дереву, металлу и керамике. Затем решил пойти учиться на режиссера, но не горжусь этим. Качество образования на факультете было низким, многие студенты вышли оттуда с пустыми головами. Думаю, всему можно самому обучаться. Необходимо постоянно развиваться и совершенствоваться – это главное. Я сам всегда пробую себя в новых жанрах, и никогда не жалел о получении художественного образования. Кино тесно переплетается с живописью. - Расскажите о своих творческих планах. Чем будете заниматься после премьеры? - Безумно хочу экранизировать свою книгу «Место назначения – мечта». Она рассказывает о фанатке Леонардо Ди Каприо, влюбленной в него по роли в фильме «Титаник». Иду к этой цели давно и уже есть кое-какие связи насчет появления знаменитого актера в финале. Нашел человека, который лично знаком с ним. И когда будет сделан грамотный перевод моей книги на английский язык, он передаст книгу Лео для ознакомления. После премьеры я обязательно продолжу работать над этим проектом.