Войти в почту

Когда жизнь подбрасывает. Современное кино глазами молодого мастера

Российский режиссёр Иван И. Твердовский первый документальный фильм снял в 18 лет, полнометражный художественный - в 26. На счету игрового кино Твердовского пять статуэток «Кинотавр». В прошлом году журнал Esquire назвал его человеком будущего, прогрессивным героем в своей области. «АиФ в Омске» узнавал у молодого человека о прошедшем кинофестивале «Движение», где режиссёр представил новый фильм-притчу «Подбросы». Не пройти мимо Наталья Веселова, АиФ в Омске: Иван, какая история рассказана зрителю в «Подбросах»? Иван Твердовский: Я бы скорее назвал это набором тематик и проблем, мимо которых обычный человек не может пройти. Дело в том, что до этого четыре с лишним года я работал над документальным фильмом о российской полиции и понял: мне хочется нашу действительность осмыслить выше, на уровне пространства художественного кино. Как всё началось: за основу я взял реальную историю, когда 27-летний младший лейтенант полиции использовал подростков, которые провоцировали ДТП, а он тут же подключался и вымогал деньги у участников. Это часто происходит в странах третьего мира, в Индии, России. Эта история стала стимулом к тому, чтобы осмыслить время, в котором мы сегодня живём. - Реализация проекта была сложной? - Любой проект сложный, это тяжёлый заплыв, где невозможно что-то наверняка предсказать или избежать каких-то проблем. - Вы говорили об актуальных проблемах современности. Какие они, уточните. - Из века в век одни и те же. Это взаимоотношения между людьми, близкими, отцами и детьми. Извечные проблемы, которые преследуют нас в любом искусстве. Есть социальные проблемы, которые становятся актуальными именно сегодня. У меня все картины связаны с социальным контекстом, мимо которого не могу пройти. - На ваш взгляд, какие три основные темы сегодня в российском кинематографе? Деньги однозначно в тройку попадают? - Я бы не стал выделять одно­значно именно три. Тем более что запрос общества от киноиндустрии сильно отличается от той проблематики, которая осмысляется культурой. Здесь точно нужно отделять одно от другого. Если говорить о зрителе, его по-прежнему интересуют спортивные достижения, романтические комедии и военные подвиги. - В жизни люди делятся на тех, кто подбрасывает и кого подбрасывают. Так звучит в фильме. Это как? - В пространстве «Подбросов» глазами человека, выросшего вне этой системы (главный герой 16 лет с момента рождения рос в детском доме. - Ред.), который видит мир чистым взглядом, безусловно, это так. Его мир делится на два полюса. Это его открытие становится прямым посылом картины. - Вы не сделали ни одного героя драматичным и эмоционально насыщенным. Это намеренно? - Это точка зрения такая? Я с ней не согласен, потому что эмоциональный спектр для главного героя использован весь: от наивысшей точки радости до падения и осознания того, что с ним происходит. Все остальные герои, да, функциональны. В задачах картины не стояло исследовать каждого из них по отдельности, их персонажи работают в ансамбле на одного человека. - А себя вы эмоциональным человеком считаете? - Скорее нет. Я довольно сдержанный. Есть, конечно, периоды, когда ты не можешь справиться со своими эмоциями, но это исключение, а не правило. И это точно никак не относится к драматургии, моим героям, структуре сюжета моих картин. - Как думаете, режиссёру нужно быть рассудочным или «гореть» в процессе? - Надрыв же не означает, что ты горишь. Одно не отменяет другого. - А вообще импульсивность на площадке полезна? - Мой опыт показывает, что нет. Свой первый документальный фильм я начал снимать в 18 лет. Снял восемь документальных фильмов, ещё коммерческое кино. У меня довольно большой опыт, и я могу сказать, что не помню ситуаций, когда бы перешагивал через свою эмоциональную безопасность, уходил в истерику и мне это как-то помогало в работе. Такого не было никогда. - У вас есть авторитеты в кино? - Это процесс, который никогда не останавливается, он в постоянном развитии. Причём культурный базис в России примерно одинаковый у всех. Если мы говорим о режиссёрах, вгиковцах в моём случае, в документальных фильмах мне очень помогал опыт школы Марины Разбежкиной, документальные фильмы моего мастера Алексея Учителя и, конечно, опыт моего отца. В игровом кино - фильмы Ларса фон Триера. Есть вещи, которые на базовом уровне живут всегда, но просто меняются вкусы. Сегодня я бы не стал смотреть фильм «Рассекая волны» (1996), хотя это грандиозное кино, я видел его раз 100. Сейчас этот фильм для меня просто неактуален. Я теперь, наверное, ближе к Кире Муратовой. Воровать полезно - К копированию идей как относитесь? - Воровать на самом деле полезно. В творчестве заимствования возможны, когда тебе хватает ума, темперамента. Если кто-то идёт и просто копирует, не подключая к этому свой талант, ничего не получится. А если человек что-то берёт и ворует ощущения, какие-то нюансы для своего творчества, почему бы нет? Мы же все на чём-то учились, но не признаём это воровством. - Когда вы решили, что посвятите себя режиссуре, это был осознанный момент? - Я вырос в семье документалиста. Лет до 15-ти каждую неделю менял предпочтения: от ландшафтного дизайнера до строительного бизнеса. Когда начал серьёзно понимать, чем хочу занять свою жизнь, чтобы не было скучно, я решил, что это будет кино. - На фестивале были представлены достаточно серьёзные работы и мало новых имён: в основном опытные режиссёры заявляли о себе не привычными полнометражками, а сериалами. Тоже своего рода дебют. Вам не кажется, что смысл фестиваля - поиск новичков - от этого теряется? - Да, дебютных картин в этом году не так много. Их, собственно, много не может быть в такой сложной сфере, как кинопроизводство. Ещё меньше случается таких удачных находок, как фильм «Теснота» (2017 г.) Кантемира Балагова. Но многое, если не всё зависит от целей, которые преследует фестиваль: «Движение» всё-таки имеет чисто индустриальную направленность, отсюда и требования к авторам. Новичкам с совсем сырым материалом этот уровень не потянуть - невозможно сразу зайти на киноэкраны и взять прокат. - Не планируете выдвинуть в следующем году сериал? - То, что мне предлагают сегодня снимать продюсеры, не нравится. Я вообще полностью сосредоточился на полном метре. Мне ближе и интереснее не растянутые по времени истории, а короткие. Я не чувствую широкий формат. - Вы согласны с тем, что сериалы постепенно вытесняют полный метр? - Это разный формат. Поэтому о вытеснении речи нет. Экспертная оценка - Новичкам проблематично сейчас снимать кино с точки зрения финансирования? - Это не сложно, если есть действительно талантливая идея и она коммерчески рентабельна для продюсеров. Всегда так было. Всё больше молодых дебютантов могут себе позволить снимать кино. - А если фильм талантливый, но не берут на фестиваль - стоит задуматься? - Если не берут на один-другой фестиваль, нет. Вот если фильм не проходит ни на один фестиваль, тогда стоит. Потому что фестиваль в конечном итоге - это экспертная оценка. - Ваш главный герой - подросток. С ними сложнее работать? - Нет. Но над фильмом я работал некоторое время назад. А сегодня не смог бы работать с детьми 10-12 лет, это уже другое поколение, с совершенно другими взглядами. К слову, бывают и взрослые настолько капризными, что с ними работать сложнее, чем с детьми. - Когда «Подбросы» выйдут в прокат? - 22 ноября. Но прокат будет не слишком широкий: всего предусмотрено 200 копий фильма. Фильм авторский, для него и это уже хорошо. Для меня вообще кинемато­граф - предмет культуры, а не кинобизнеса. Если хочется заработать денег - есть масса других профессий, менее рискованных. - Негативные отзывы о «Подбросах» были? Как реагируете? - Я не слежу за реакцией на картину, за рецензиями. Если человек подходит со своим мнением - я благодарен. - Вы предпочитаете работать с одной командой? - Нет, как раз наоборот. Команды у меня разные. Каждые новые художественные задачи, которые мы себе ставим, требуют новых людей, способных совладать со своим вкусом и сработаться вместе.

Когда жизнь подбрасывает. Современное кино глазами молодого мастера
© АиФ-Омск