АиФ-Омск 10 октября 2018

Когда жизнь подбрасывает. Современное кино глазами молодого мастера

Фото: АиФ-Омск
Российский режиссёр Иван И. Твердовский первый документальный фильм снял в 18 лет, полнометражный художественный — в 26. На счету игрового кино Твердовского пять статуэток «Кинотавр».
В прошлом году журнал Esquire назвал его человеком будущего, прогрессивным героем в своей области. «АиФ в Омске» узнавал у молодого человека о прошедшем кинофестивале «Движение», где режиссёр представил новый фильм-притчу «Подбросы».
Не пройти мимо
Наталья Веселова, АиФ в Омске: Иван, какая история рассказана зрителю в «Подбросах»?
Иван Твердовский: Я бы скорее назвал это набором тематик и проблем, мимо которых обычный человек не может пройти. Дело в том, что до этого четыре с лишним года я работал над документальным фильмом о российской полиции и понял: мне хочется нашу действительность осмыслить выше, на уровне пространства художественного кино.
Как всё началось: за основу я взял реальную историю, когда 27-летний младший лейтенант полиции использовал подростков, которые провоцировали ДТП, а он тут же подключался и вымогал деньги у участников. Это часто происходит в странах третьего мира, в Индии, России. Эта история стала стимулом к тому, чтобы осмыслить время, в котором мы сегодня живём.
— Реализация проекта была сложной?
— Любой проект сложный, это тяжёлый заплыв, где невозможно что-то наверняка предсказать или избежать каких-то проблем.
— Вы говорили об актуальных проблемах современности. Какие они, уточните.
— Из века в век одни и те же. Это взаимоотношения между людьми, близкими, отцами и детьми. Извечные проблемы, которые преследуют нас в любом искусстве. Есть социальные проблемы, которые становятся актуальными именно сегодня. У меня все картины связаны с социальным контекстом, мимо которого не могу пройти.
— На ваш взгляд, какие три основные темы сегодня в российском кинематографе? Деньги однозначно в тройку попадают?
— Я бы не стал выделять одно­значно именно три. Тем более что запрос общества от киноиндустрии сильно отличается от той проблематики, которая осмысляется культурой. Здесь точно нужно отделять одно от другого. Если говорить о зрителе, его по-прежнему интересуют спортивные достижения, романтические комедии и военные подвиги.
— В жизни люди делятся на тех, кто подбрасывает и кого подбрасывают. Так звучит в фильме. Это как?
— В пространстве «Подбросов» глазами человека, выросшего вне этой системы (главный герой 16 лет с момента рождения рос в детском доме. — Ред.), который видит мир чистым взглядом, безусловно, это так. Его мир делится на два полюса. Это его открытие становится прямым посылом картины.
— Вы не сделали ни одного героя драматичным и эмоционально насыщенным. Это намеренно?
— Это точка зрения такая? Я с ней не согласен, потому что эмоциональный спектр для главного героя использован весь: от наивысшей точки радости до падения и осознания того, что с ним происходит. Все остальные герои, да, функциональны. В задачах картины не стояло исследовать каждого из них по отдельности, их персонажи работают в ансамбле на одного человека.
— А себя вы эмоциональным человеком считаете?
— Скорее нет. Я довольно сдержанный. Есть, конечно, периоды, когда ты не можешь справиться со своими эмоциями, но это исключение, а не правило. И это точно никак не относится к драматургии, моим героям, структуре сюжета моих картин.
— Как думаете, режиссёру нужно быть рассудочным или «гореть» в процессе?
— Надрыв же не означает, что ты горишь. Одно не отменяет другого.
— А вообще импульсивность на площадке полезна?
— Мой опыт показывает, что нет. Свой первый документальный фильм я начал снимать в 18 лет. Снял восемь документальных фильмов, ещё коммерческое кино. У меня довольно большой опыт, и я могу сказать, что не помню ситуаций, когда бы перешагивал через свою эмоциональную безопасность, уходил в истерику и мне это как-то помогало в работе. Такого не было никогда.
— У вас есть авторитеты в кино?
— Это процесс, который никогда не останавливается, он в постоянном развитии. Причём культурный базис в России примерно одинаковый у всех. Если мы говорим о режиссёрах, вгиковцах в моём случае, в документальных фильмах мне очень помогал опыт школы Марины Разбежкиной, документальные фильмы моего мастера Алексея Учителя и, конечно, опыт моего отца. В игровом кино — фильмы Ларса фон Триера. Есть вещи, которые на базовом уровне живут всегда, но просто меняются вкусы. Сегодня я бы не стал смотреть фильм «Рассекая волны» (1996), хотя это грандиозное кино, я видел его раз 100. Сейчас этот фильм для меня просто неактуален. Я теперь, наверное, ближе к Кире Муратовой.
Воровать полезно
— К копированию идей как относитесь?
— Воровать на самом деле полезно. В творчестве заимствования возможны, когда тебе хватает ума, темперамента. Если кто-то идёт и просто копирует, не подключая к этому свой талант, ничего не получится. А если человек что-то берёт и ворует ощущения, какие-то нюансы для своего творчества, почему бы нет? Мы же все на чём-то учились, но не признаём это воровством.
— Когда вы решили, что посвятите себя режиссуре, это был осознанный момент?
— Я вырос в семье документалиста. Лет до 15-ти каждую неделю менял предпочтения: от ландшафтного дизайнера до строительного бизнеса. Когда начал серьёзно понимать, чем хочу занять свою жизнь, чтобы не было скучно, я решил, что это будет кино.
— На фестивале были представлены достаточно серьёзные работы и мало новых имён: в основном опытные режиссёры заявляли о себе не привычными полнометражками, а сериалами. Тоже своего рода дебют. Вам не кажется, что смысл фестиваля — поиск новичков — от этого теряется?
— Да, дебютных картин в этом году не так много. Их, собственно, много не может быть в такой сложной сфере, как кинопроизводство. Ещё меньше случается таких удачных находок, как фильм «Теснота» (2017 г.) Кантемира Балагова. Но многое, если не всё зависит от целей, которые преследует фестиваль: «Движение» всё-таки имеет чисто индустриальную направленность, отсюда и требования к авторам. Новичкам с совсем сырым материалом этот уровень не потянуть — невозможно сразу зайти на киноэкраны и взять прокат.
— Не планируете выдвинуть в следующем году сериал?
— То, что мне предлагают сегодня снимать продюсеры, не нравится. Я вообще полностью сосредоточился на полном метре. Мне ближе и интереснее не растянутые по времени истории, а короткие. Я не чувствую широкий формат.
— Вы согласны с тем, что сериалы постепенно вытесняют полный метр?
— Это разный формат. Поэтому о вытеснении речи нет.
Экспертная оценка
— Новичкам проблематично сейчас снимать кино с точки зрения финансирования?
— Это не сложно, если есть действительно талантливая идея и она коммерчески рентабельна для продюсеров. Всегда так было. Всё больше молодых дебютантов могут себе позволить снимать кино.
— А если фильм талантливый, но не берут на фестиваль — стоит задуматься?
— Если не берут на один-другой фестиваль, нет. Вот если фильм не проходит ни на один фестиваль, тогда стоит. Потому что фестиваль в конечном итоге — это экспертная оценка.
— Ваш главный герой — подросток. С ними сложнее работать?
— Нет. Но над фильмом я работал некоторое время назад. А сегодня не смог бы работать с детьми 10-12 лет, это уже другое поколение, с совершенно другими взглядами. К слову, бывают и взрослые настолько капризными, что с ними работать сложнее, чем с детьми.
— Когда «Подбросы» выйдут в прокат?
— 22 ноября. Но прокат будет не слишком широкий: всего предусмотрено 200 копий фильма. Фильм авторский, для него и это уже хорошо. Для меня вообще кинемато­граф — предмет культуры, а не кинобизнеса. Если хочется заработать денег — есть масса других профессий, менее рискованных.
— Негативные отзывы о «Подбросах» были? Как реагируете?
— Я не слежу за реакцией на картину, за рецензиями. Если человек подходит со своим мнением — я благодарен.
— Вы предпочитаете работать с одной командой?
— Нет, как раз наоборот. Команды у меня разные. Каждые новые художественные задачи, которые мы себе ставим, требуют новых людей, способных совладать со своим вкусом и сработаться вместе.
Комментарии
Читайте также
Советские фильмы, которые стали культовыми за рубежом
8 фильмов о еде, от которых не оторваться
Фильмы и сериалы о маньяках
Названы лучшие фильмы о порно
Последние новости
Мэр Асбеста незаконно использовал образ Дональда Дака
Омская премьера. Прошёл показ экспериментального фильма «Мгновения жизни»
Лицейский театр Омска открывает юбилейный сезон