Райан Гослинг покоряет Луну и не поет, и не танцует Нил Армстронг работает пилотом на военной базе, где запускают экспериментальные модули в верхние слои атмосферы. Младшая дочь Нила смертельно больна. Чтобы отвлечься от семейной трагедии, он отправляется на собеседование в НАСА. После долгих испытаний Нила Армстронга берут в проект «Джемини», цель которого — высадка на Луну. «Человек на Луне» — четвертая картина Дэмьена Шазелла, который чуть не получил «Оскар» за «Ла-Ла Ленд». С бюджетом в $59 млн. долларов Шазелл еще не сталкивался. В основе сценария фильма лежит биография Нила Армстронга, написанная Джеймсом Р. Хансеном, историком, который показывает астронавта его не только героем, но и обычным человеком в кругу друзей и семьи. Судя по картине, сценаристу не удалось разгуляться: Нил Армстронг выглядит холодным, отстраненным отцом и мужем, и душой компании его трудно признать. Не исключено, что его знаменитая фраза про высадку на Луну: «Это — маленький шаг для человека, но огромный — для всего человечества», — самая многословная тирада , когда-либо сказанная в жизни. По сценарию главного героя держат в постоянном эмоциональном напряжении, каждые полчаса умирает кто-то из близких, жена не хочет отпускать его на Луну, а дети только и думают, что об играх, но играть с ними никто не будет. Сейчас сложно представить мужчину без эмоций, но в 1960-х эта модель поведения называлась исключительной мужественностью. Нила Армстронга играет любимец режиссера Шазелла — Райан Гослинг, которому угрюмость явно не к лицу. Гослинг играет решимость: на крупных планах он неизменно с напряженным взглядом и плотно сомкнутым ртом. Смотреть на Гослинга в такие моменты довольно тоскливо. Действие фильма полностью сосредоточено внутри шаттла, никакой тебе разлюли-малины небесной синевы Земли и красот космических видов и лунных пейзажей. Зато зрителя трясет вместе с героями при посадке и выходе в стратосферу. Сцены сняты на пленку пленку 16 и 35 мм. Пленка дает эффект зернистости, который скрывает детали и позволяет обойтись без массы спецэффектов. «Человек на Луне» не может похвастаться видами «Интерстеллара» и «Гравитации», но в нем есть ощущение изоляции и неуверенности в том, чем закончится полет. По степени эмоционального надрыва «Человека на Луне» можно сравнить с российскими картинами «Время первых» и «Салют-7», который обогнали фильм ровно на год. Лента не акцентирует внимание на патриотическом моменте, где американцы ставят флаг на Луне, прежде всего это история про достижение человека и науки, а потом уже конкретной страны. «Человек на Луне» открывал Венецианский кинофестиваль и был показан в Торонто. Можно не сомневаться, фильм получит награды и номинации, а карьера Шазелла — взлет, но как и путешествие на Луну — это сработает только один раз. Почему танцевать опасно для жизни Группа танцоров собирается в зале на репетицию номера для выпускного вечера. Все они красивы, пластичны, их ждет потрясающая карьера, гастроли по США и много танцев. В перерыве молодые люди болтают, выпивают сангрию и закусывают. Спустя некоторое время танцы становятся более раскованными, а разговоры принимают интимный характер. Хореограф Сельва начинает подозревать, что в напиток что-то подмешали, но уже властна над ситуацией. Гаспар Ноэ — аргентинский режиссер, способный одновременно пугать и завораживать зрителя со времен фильма «Необратимость». В первых кадрах «Экстаза» Ноэ показывает свою личную фильмотеку. Названия фильмов многое объясняют. Там и французская классика Жана Эсташа «Мамочка и шлюха», «Андалузский пес», несколько фильмов Райнера Вернера Фассбиндера, «Сало и 120 дней Содома» Пазолини, «Суспирия» Дарио Арндженто. Любимые книги и фильмы Гаспара Ноэ располагаются вокруг монитора, где крутят интервью с героями «Экстаза». Они рассказывают о своих страхах и мечтах, но суждено ли им сбыться? В танцевальной кинотруппе много уличных артистов, посетителей парижских клубов и тех, кого режиссер нашел по роликам в интернете. Единственная известная актриса —София Бутелла, — до карьеры в кино была танцовщицей, играет хореографа Сельву. Глазами ее персонажа, сохранившего остатки сознания, зрители наблюдают настоящий ад тусовщика. Танцовщики теряют контроль и под действием первобытных инстинктов гибнут буквально на глазах. Ноэ уже исследовал воздействие наркотиков в фильме «Вход в пустоту», но там наблюдение велось издалека, из какого-то другого пространства. «Экстаз» происходит здесь и сейчас. Быть свидетелем вакханалии как минимум неуютно, а а максимум — страшно. Однако эффект присутствия при полном отказе от контроля делает фильм Ноэ одним из лучших в году и, возможно, за последнее десятилетие карьеры режиссера. Смотреть Гаспара Ноэ на большом экране — редкая роскошь, его прошлая картина «Любовь» так не вышла в российский прокат, поскольку ее признали порнографической. «Экстаз» испытывает зрителя на прочность и долго не выходит из головы после сеанса.