Forbes.ru 13 октября 2018

Фильмы недели: «Человек на Луне» и «Экстаз»

Фото: Forbes.ru
Райан Гослинг покоряет Луну и не поет, и не танцует
Нил Армстронг работает пилотом на военной базе, где запускают экспериментальные модули в верхние слои атмосферы. Младшая дочь Нила смертельно больна. Чтобы отвлечься от семейной трагедии, он отправляется на собеседование в НАСА. После долгих испытаний Нила Армстронга берут в проект «Джемини», цель которого — высадка на Луну.
«Человек на Луне» — четвертая картина Дэмьена Шазелла, который чуть не получил «Оскар» за «Ла-Ла Ленд». С бюджетом в $59 млн долларов Шазелл еще не сталкивался. В основе сценария фильма лежит биография Нила Армстронга, написанная Джеймсом Р. Хансеном, историком, который показывает астронавта его не только героем, но и обычным человеком в кругу друзей и семьи.
Судя по картине, сценаристу не удалось разгуляться: Нил Армстронг выглядит холодным, отстраненным отцом и мужем, и душой компании его трудно признать. Не исключено, что его знаменитая фраза про высадку на Луну: «Это — маленький шаг для человека, но огромный — для всего человечества», — самая многословная тирада, когда-либо сказанная в жизни.
По сценарию главного героя держат в постоянном эмоциональном напряжении, каждые полчаса умирает кто-то из близких, жена не хочет отпускать его на Луну, а дети только и думают, что об играх, но играть с ними никто не будет. Сейчас сложно представить мужчину без эмоций, но в 1960-х эта модель поведения называлась исключительной мужественностью. Нила Армстронга играет любимец режиссера Шазелла — Райан Гослинг, которому угрюмость явно не к лицу. Гослинг играет решимость: на крупных планах он неизменно с напряженным взглядом и плотно сомкнутым ртом. Смотреть на Гослинга в такие моменты довольно тоскливо.
Действие фильма полностью сосредоточено внутри шаттла, никакой тебе разлюли-малины небесной синевы Земли и красот космических видов и лунных пейзажей. Зато зрителя трясет вместе с героями при посадке и выходе в стратосферу. Сцены сняты на пленку пленку 16 и 35 мм. Пленка дает эффект зернистости, который скрывает детали и позволяет обойтись без массы спецэффектов. «Человек на Луне» не может похвастаться видами «Интерстеллара» и «Гравитации», но в нем есть ощущение изоляции и неуверенности в том, чем закончится полет.
По степени эмоционального надрыва «Человека на Луне» можно сравнить с российскими картинами «Время первых» и «Салют-7», который обогнали фильм ровно на год. Лента не акцентирует внимание на патриотическом моменте, где американцы ставят флаг на Луне, прежде всего это история про достижение человека и науки, а потом уже конкретной страны. «Человек на Луне» открывал Венецианский кинофестиваль и был показан в Торонто. Можно не сомневаться, фильм получит награды и номинации, а карьера Шазелла — взлет, но как и путешествие на Луну — это сработает только один раз.
Почему танцевать опасно для жизни
Группа танцоров собирается в зале на репетицию номера для выпускного вечера. Все они красивы, пластичны, их ждет потрясающая карьера, гастроли по США и много танцев. В перерыве молодые люди болтают, выпивают сангрию и закусывают. Спустя некоторое время танцы становятся более раскованными, а разговоры принимают интимный характер. Хореограф Сельва начинает подозревать, что в напиток что-то подмешали, но уже властна над ситуацией.
Гаспар Ноэ — аргентинский режиссер, способный одновременно пугать и завораживать зрителя со времен фильма «Необратимость». В первых кадрах «Экстаза» Ноэ показывает свою личную фильмотеку. Названия фильмов многое объясняют. Там и французская классика Жана Эсташа «Мамочка и шлюха», «Андалузский пес», несколько фильмов Райнера Вернера Фассбиндера, «Сало и 120 дней Содома» Пазолини, «Суспирия» Дарио Арндженто. Любимые книги и фильмы Гаспара Ноэ располагаются вокруг монитора, где крутят интервью с героями «Экстаза». Они рассказывают о своих страхах и мечтах, но суждено ли им сбыться?
В танцевальной кинотруппе много уличных артистов, посетителей парижских клубов и тех, кого режиссер нашел по роликам в интернете. Единственная известная актриса —София Бутелла, — до карьеры в кино была танцовщицей, играет хореографа Сельву. Глазами ее персонажа, сохранившего остатки сознания, зрители наблюдают настоящий ад тусовщика. Танцовщики теряют контроль и под действием первобытных инстинктов гибнут буквально на глазах.
Ноэ уже исследовал воздействие наркотиков в фильме «Вход в пустоту», но там наблюдение велось издалека, из какого-то другого пространства. «Экстаз» происходит здесь и сейчас. Быть свидетелем вакханалии как минимум неуютно, а а максимум — страшно. Однако эффект присутствия при полном отказе от контроля делает фильм Ноэ одним из лучших в году и, возможно, за последнее десятилетие карьеры режиссера.
Смотреть Гаспара Ноэ на большом экране — редкая роскошь, его прошлая картина «Любовь» так не вышла в российский прокат, поскольку ее признали порнографической. «Экстаз» испытывает зрителя на прочность и долго не выходит из головы после сеанса.
 Ещё 5 источников 
Комментарии
Фильмы , Райан Гослинг , Райнер Вернер , Нил Армстронг , София Бутелла , Дэмьен Шазелл , Гаспар Ноэ , Жан Эсташ , NASA
Читайте также
Железный человек из «Мстителей» станет женщиной
Цискаридзе рассказал, зачем смотрит Гарри Поттера
Последние новости
«Мысленный волк». Новый фильм Валерии Гай Германики как главная провокация «Кинотавра»
«Давай разведемся». Как режиссер клипов «Ленинграда» сняла самый смешной фильм Кинотавра
Умер итальянский режиссер Франко Дзеффирелли