Войти в почту

«Без меня»: кино, которое старалось, но не смогло

Старательно сделанная, но до боли прямолинейная в своих методах мелодрама о любви, жизни, смерти и всём остальном. Без меня Дима любил Киру. Потом он бросил Киру и полюбил Ксюшу. А потом он умер, оставив двум главным девушкам в жизни таинственные SMS, призывающие тех отправиться к далёкому морю. Полные презрения друг к другу, Кира и Ксюша едут вместе в пункт назначения, подгоняемые желанием узнать, кто же манипулирует ими от лица их мёртвого любимого. Перефразируя одну пословицу: не так страшен фильм, как его трейлер. После смехотворно пафосного ролика с заунывным пианино, душевными стихами Риналя Мухаметова и гениальной в своей меметичности фразой "Димон умер" сложно поверить, что "Без меня" могло оказаться не катастрофой. Вероятно, это какой-то новый и, несомненно, гениальный маркетинговый ход делать трейлер настолько отвратительным, что любые проблески сознания в фильме будут ощущаться гораздо ярче. А в "Без меня" этих проблесков куда больше, чем ожидаешь, и никакой катастрофы даже рядом нет. Хотя и хорошего мало. Кадр из фильма «Без меня» Режиссёр Кирилл Плетнёв, до этого снявший крепкую драму "Жги!", очень старался сделать достойное жанровое кино. Прямолинейную, но чувственную мелодраму, задевающую зрителя где-то внутри, минуя скепсис разума и скучный здравый смысл. Конечно, понятие "старание" слишком эфемерно, чтобы утверждать такое точно, но в его картине ощущается некий запал, желание автора любой ценой угодить смотрящему. Иногда даже получается: есть здесь и забавные сцены, есть и те, которые трогают, пускай и очень по касательной. Но, весьма иронично, всё тот же неугасающий запал фильм в итоге и губит. Кадр из фильма «Без меня» Плетнёв банально перестарался: в погоне за дешёвой эмоциональностью ему напрочь отбило чувство меры и вкуса. Если можно применить актёрские характеристики к фильмам в целом, то "Без меня" кино, которое "переигрывает". Драма здесь не существует без повторяющихся нот на грустной мандолине. Истерика без выпученных глаз и чуть ли не слюны у рта. Эмоции без летающей вокруг героев камеры, будто бы кричащей "Ну почувствуй ты хоть что-то!". Если кино диалог, то "Без меня" случайный разговор с давно забытым приятелем, который по одной ему понятной причине вас до сих пор не забыл и теперь откровенно навязывается на общение. Вроде ситуация и раздражает, но в открытую агрессию никак не пустишься: побуждения-то у него искренние. Приходится старательно делать вид, что все эти старые как мир приёмы до сих пор работают, а затёртые истории и очевидные плот-твисты способны удивить. Кадр из фильма «Без меня» Столь откровенный emotional porn можно простить какому-нибудь Куарону или Земекису, но у них любая сценарная грубость прикрыта тонкой работой с характерами, нивелирующей все возможные претензии. У Плетнёва, к сожалению, и тут мимо: насколько удачным был образ Инги Оболдиной в "Жги!", настолько же неудачно подобраны исполнители в "Без меня". Полина Максимова хороша в спокойных сценах, но когда её героиня начинает истерить и всячески бесноваться (а таких сцен здесь много), уходит куда-то на уровень телесериалов с "России 1". Любовь Аксёнова тихий ужас: местами она, кажется, вообще не попадает ни в одну интонацию. А могла бы подсмотреть у своего коллеги Мухаметова, который проблему решил очень изящно: он просто не стал менять интонацию весь фильм. У него что признание в любви, что просьба слезть с мотоцикла звучат как пафосная декламация, которую хоть прям сейчас вырезай и пускай по социальным роликам и рекламам туалетной воды. Даже сам Кирилл Плетнёв, играющий друга покойного Димона, временами даёт слабину, хотя, казалось бы, приличный артист. Кажется, что "Без меня" вообще существует в каком-то параллельном мире, где что ни эмоция, то на разрыв аорты, что ни диалог, то конфуцианские откровения. В жертву чувствам принесена и какая-никакая ирония, присутствовавшая в начале фильма, и даже сама история в фильме есть сразу несколько моментов, когда мотивировка героев объясняется постфактум, будто её и придумали уже под конец, лишь бы закрыть самые очевидные логические промахи. Но лишённая прочной сценарной опоры эксплуатация замыкается в себе, остаётся криками в пустоту под заунывное пианино и монотонный речитатив мёртвого героя. С 11 октября в кино.

«Без меня»: кино, которое старалось, но не смогло
© Фильм.Ру