Войти в почту

Театральный режиссер спорит со Львом Толстым

Спектакль «Сережа» — творческий проект Дмитрия Крымова, сына великого Анатолия Эфроса, в МХТ имени А. П. Чехова. Режиссер постановки — выпускник Школы-студии МХАТ. Он вернулся в альмаматер с инсценировкой двух произведений классики: романа Льва Толстого «Война и мир» и романа Василия Гроссмана «Жизнь и судьба». Невольно воспользовался приемом кинорежиссера Карена Шахназарова, соединившего в своей картине «Анна Каренина» сочинения Льва Толстого и Виктора Вересаева для того, чтобы представить будущее Вронского и сына Анны — Сережи. Невольно — потому что эту работу не видел. Крымов в своей постановке анализирует чувства страстной, цельной, сильной женщины, по масштабу похожие на любовь античных героинь. На вопрос «ВМ», слабостью или силой считать самоубийство Анны Карениной, режиссер ответил: — К финалу Анна сошла с ума. Она поставила вопрос так: все или ничего. Неготовность идти на компромиссы, отступать, сдаваться, ждать, терпеть поставила ее на один уровень с героинями мировых трагедий. Последний монолог Анны страшен и при этом высок. Ее самоубийство — не сила и не слабость, а проявление «сверхлюбви» и «сверхгордыни». Дмитрий Крымов признался, что в этой постановке не продолжает «священные традиции Московского художественного театра, а развивает их». — Не представляю актрису, которая бы сегодня, в условиях нашей реальности, вышла на сцену и играла классическую Анну Каренину. Но желание вспомнить Толстого и найти ответы на вопросы, которые поставил человек, знавший о жизни и о смерти все (ведь писатель на войне убивал), очень сильное, — сказал Крымов. На творческой встрече по случаю премьеры спектакля режиссер смотрел на портрет Льва Толстого и говорил: «Он был гением, а гении, как правило, ненормальные люди». Героиню Анны Карениной играет ученица Дмитрия Крымова — Мария Смольникова. В роли Алексея Каренина — Анатолий Белый. В спектакле режиссер явно симпатизирует мужу главной героини. Впрочем, осуждений и вердиктов в этой постановке нет.

Театральный режиссер спорит со Львом Толстым
© Вечерняя Москва