Войти в почту

Голландский угол, британский гений: разбираем авторский почерк Дэнни Бойла

Дэнни Бойлу 62 года. В честь дня рождения одного из самых ярких режиссёров XXI века мы решили вспомнить основные черты творчества создателя "На игле", "Миллионера из трущоб" и "28 дней спустя". Клиповый монтаж Несмотря на то что в кино Бойл пришёл из театра, его подход к съёмкам и монтажу очень похож на клиповый. В фильмах Дэнни кадр редко длится больше трёх секунд, причём касается это не только сцен погонь из "На игле" или экшена из "28 дней спустя". Даже в экспозиционных сценах, где зрителю просто показывают локацию, Бойл не любит надолго задерживаться на одном изображении "Миллионер из трущоб" тому яркий пример. Во многом поэтому его фильмы даже разговорный "Стив Джобс" очень энергичны, на них крайне сложно заскучать. Невероятная камера Камера в фильмах Дэнни Бойла усердно отказывается принимать во внимание земную гравитацию. Почти никогда режиссёр не ставит объектив на уровне глаз героев как это, по идее, принято в классическом кино. Его камера снимает действие снизу, сверху, под "голландским" углом (это когда горизонт в кадре намеренно завален, один из любимых приёмов Бойла) что угодно, лишь бы не работать по правилам. Иногда он и вовсе снимает из, казалось бы, невозможных мест: например, из туалета в "На игле". Такой подход к съёмке позволяет создать совершенно уникальное визуальное пространство фильма. Его кино воздействует изображением на подсознание зрителя, заставляя воспринимать происходящее с нарочито искажённой точки зрения. Закадровый голос Одно из главных правил, которому учат всех голливудских сценаристов: закадровый голос дешёвый приём. Сюжет надо показывать действием. Чем меньше слов, тем лучше. Но Бойл, как мы знаем, на голливудские курсы сценарного мастерства не ходил: его герои очень любят поговорить со зрителем напрямую. Ричард рассказывает о своём полёте в Бангкок в "Пляже", Роберт Капа докладывает нам о предназначении космической миссии из "Пекла", любят поболтать герои "Неглубокой могилы" и "Миллионов", а Марк Рентон игриво рассуждает о том, как правильно "Выбрать жизнь". Что самое удивительное, закадровый голос в фильмах Бойла всегда работает на историю и совершенно не выглядит "дешёвым" приёмом: с помощью него у зрителя устанавливается более тесная связь с персонажами, почти дружеские отношения, помогающие вовлечению в действие. Сюрреализм Фильмы Дэнни Бойла относительно реалистичны даже научно-фантастическое "Пекло" и хоррор "28 дней спустя". Но почти в каждой его ленте есть отдельные эпизоды, вырывающие зрителя из реальности. В "На игле" есть сцена с "худшим в Шотландии туалетом" и ползущий по потолку младенец. В "Пляже" Ди Каприо в один момент представляет, что он в видеоигре. В "127 часов" персонаж Джеймса Франко от истощения начинает видеть галлюцинации. А главный герой "Миллионов", как и любой ребёнок, очень любит помечтать и его фантазии фильм с радостью визуализирует. Все эти единичные, но очень яркие моменты помогают погрузиться в субъективное восприятие персонажей, смотреть на мир и историю фильма как бы их глазами. Яркие цвета Бойл очень стильный режиссёр, с этим вряд ли кто-то будет спорить. В отличие от представителей классического британского кино, которое тяготело к реалистичным цветам, Дэнни Бойл раскрашивает свои фильмы, словно художник-авангардист. Даже абсолютно невзрачные локации вроде скромных квартир и подъездов он умудряется превратить в яркие декорации, отражающие состояние героев. Зелёные стены "Стива Джобса", красный телефон в "Неглубокой могиле" как знак скорой опасности. Цвета для Бойла ещё один способ залезть к зрителю "в подкорку", сказать что-то, не говоря ничего.

Голландский угол, британский гений: разбираем авторский почерк Дэнни Бойла
© Фильм.Ру