Самые неоднозначные советские фильмы про войну

В советском кинематографе тема войны всегда занимала особое место. Лучшие военные фильмы вошли в золотой фонд нашего кино, и регулярно транслируются на телеканалах страны в День победы. Однако среди них есть картины, которые в свое время были признаны как минимум спорными, а то и вовсе запрещены к показу. В этих лентах режиссеры освещали до того замалчиваемые стороны войны или поднимали неудобные вопросы.

Самые неоднозначные советские фильмы про войну
© Кадр из фильма "Перед рассветом"

"Проверка на дорогах" (1971)

Дебют Алексея Германа был запрещен к показу, и вышел на экраны только в 1985 году. В качестве главного героя режиссер показал Александра Лазарева (Владимир Заманский), советского военнопленного, который перешел на службу к немцам. Он хочет искупить свою вину и помочь партизанам, но не все готовы дать ему второй шанс.

Тема военнопленных и коллаборационистов в советских фильмах долгое время была практически закрытой, так как, по мнению власти, очерняла подвиг советского народа. Сотрудничавшие с врагами всегда описывались в черных красках, таким героям не было ни оправдания, ни пощады, ни возможности исправления. Герман же выбрал нетривиального героя и показал трагедию обычного человека.

"Восхождение" (1976)

Партизаны в типичной советской киноленте всегда были положительными героями, которые до конца сохраняли стойкость и верность стране, несмотря на жестокие пытки и страшную смерть. Однако в драме Ларисы Шепитько по повести Василя Быкова "Сотников" история двух партизан ломает стереотипы о мужестве.

Один, настоящий кадровый военный (Владимир Гостюхин), в надежде на спасение и побег, предает и товарищей, и свои идеалы. Другой, простой учитель (Борис Плотников), остается до конца верным тому, во что верит.

"Трясина" (1977)

Григорий Чухрай прославился такими фильмами как "Баллада о солдате", "Сорок первый", "Чистое небо". Однако в картине мастера "Трясина" власти усмотрели нападки на память погибших солдат, так что лента ненадолго "легла на полку". Режиссер затронул еще одну запретную военную тему — уклонение от военной службы.

Крестьянка Матрена Быстрова (Нонна Мордюкова) потеряла на войне мужа, а ее старший сын пропал без вести. Чтобы спасти младшего от призыва, она прячет его на чердаке. Так мать и сын становятся изгоями.

"Иди и смотри" (1985)

Военная драма Элема Климова в свое время поразила зрителей жестокостью и натуралистичностью некоторых сцен и была посвящена тяжелой теме — геноциду мирного населения на оккупированных фашистами землях. Глазами белорусского подростка (Алексей Кравченко) режиссер показал ужасы карательной акции и трагедию ненависти, которая может породить только ненависть. За два дня мальчик от пережитого потрясения становится седым стариком.

"Перед рассветом" (1989)

Военная драма Ярополка Лапшина коснулась темы репрессированных и заключенных в годы войны. И хотя в то время об этом уже можно было говорить, главными героями фильма стали нетипичные для героического жанра персонажи — вор в законе (Александр Панкратов-Чёрный) и политзаключенный (Валерий Рыжаков). Третий — молоденький лейтенант НКВД (Евгений Миронов), который пытается доставить их к месту дальнейшего заключения после того, как поезд, в котором и ехали уголовники, был разбомблен. Героям приходится выживать в тылу врага и каждому — совершить свой последний подвиг.