Войти в почту

Драка за "Праздник": совместимы ли тема блокады и черный юмор?

Анонсированный режиссером Алексеем Красовским фильм «Праздник» с Алёной Бабенко и Павлом Табаковым добавил красок в общественно-политическую жизнь страны. Лента, действие которой происходит в блокадном Ленинграде, анонсирована как «черная комедия», это вызвало возмущение некоторых россиян. Суть сюжета – жизнь привилегированных ленинградцев во время блокады – во время очередной российской драки вокруг кино как-то ушла на второй план. Минкульт, всегда готовый к бою за единственно возможный взгляд на Великую Отечественную войну, как ни странно, занял в конфликте пока выжидательную позицию. На данный момент съемки окончены, фильм на этапе монтажа. Выйдет ли он в прокат, непонятно: все зависит от того, будет Минкульт выдавать прокатное удостоверение по закону или по понятиям. Сын Михаила Боярского – депутат Госдумы и коренной питерец Сергей Боярский – один из тех, кто публично возмутился идеей снимать комедию в столь трагическом историческом антураже. – Сергей, почему вы считаете, что это святотатство? – Потому что, мне кажется, есть какие-то вещи неприкосновенные. Они у каждого, наверное, свои. Для меня тема блокады и юмор, даже черный, несопоставимы. Видимо, я так воспитан. Наверное, режиссер Красовский воспитан по-другому. Наверное, он более продвинутый человек и может позволить себе смеяться над теми вещами, которые многие люди в Ленинграде считают несмешными. Бог ему судья, он художник, в нашей стране все имеют право на самовыражение. Но люди не доверили ему свои деньги, от него отвернулись все нормальные студии, я не знаю, закончил он картину или нет и что с ней будет дальше. Сергей Боярский – Фильм уже на стадии монтажа. А деньги на съемки как раз народ и собрал – это был краудфандинг. – Ну и пускай монтирует. Дальше вопрос в том, а стоило ли погружать написанный сценарий в блокадный Ленинград. У меня есть подозрение, что сюжет происходит не в каком-то уездном городе N, а в блокадном Ленинграде именно для того, чтобы вызвать бурю праведного негодования у тех людей, для которых блокада – это не пустой звук. Может, он идет по следам пиар-успеха «Матильды», когда ажиотаж создали искусственно? Наверное. – Вы будете добиваться запрета? – Противодействовать завершению работы над фильмом никто не собирается. Но понятно, что если его создатели придут за прокатным удостоверением, то повышенный интерес со стороны экспертов Министерства культуры обеспечен. А я-то просто считаю, что это стыдно. – Почему же? Он же историческую правду рассказывает. – Ну мне бы было стыдно. Мы все разные. И никакую он не правду рассказывает. И не нужно мне навязывать чужую точку зрения – у меня есть своя. Я вырос в этом городе и имею право на свое мнение. Равно как и режиссер Красовский. Его потуги вызывают у меня сострадание и сожаление. Историку и телеведущему Николаю Сванидзе кажется, что народ вскинулся на дыбы от самого жанра – «комедия». Точнее, от сочетания «комедия» и «блокада»: – Блокада – слишком трагическая страница для того, чтобы люди спокойно реагировали на слово «комедия». Но комедии бывают очень разные. Если это горькая комедия, но рассказывает страшную правду о блокаде и о том, что она не для всех была так страшна, то она, несомненно, имеет право на существование. Мало того, такой фильм нужен, потому что самое главное, в чем мы нуждаемся – особенно в рассказах детям и молодежи о нашей истории, – это правда. Не очернять, не обелять, не рукоплескать и не освистывать, а просто говорить правду. А ее говорить можно в разных жанрах. И Гоголь, и Салтыков-Щедрин говорили правду о нашей жизни через сатиру. И ничего, у нас сейчас как-то не принято их обвинять в очернении, хотя в свое время им доставалось. Николай Сванидзе Думаю, что шум связан с привычкой, что история должна подаваться как нечто торжественное, официозное и обязательно позитивное, а это очень плохая привычка, на мой взгляд. Я бы позволил выпустить это кино, если там не нарушены законы Российской Федерации. Ведь оскорбиться может кто угодно и чем угодно. Кому нравится поп, кому попадья, кому попова дочка. Может, кого-то короткая юбка оскорбляет или чья-то внешность. Не нужно все время обижаться и оскорбляться на все подряд. Но у нас именно это очень хорошо получается сегодня. Кроме того, рассказанное в «Празднике» – это не отдельный случай. Это была система. Представление многих из нас о социальном равенстве при советской власти совершенно не имеет отношения к реальности. Высшие эшелоны власти жили припеваючи. И кормились из отдельных кормушек. В том числе и во время войны и блокады. Сохранились воспоминания о том, как во время блокады питался, совершенно не нуждаясь ни в чем, глава Ленинграда Жданов. Да что питался – в блокаду сколачивались целые состояния! Этому посвящена часть «Исторических хроник», рассказывающая о блокаде. Все это, к сожалению, не случай, а именно система. Но у нас не принято, говоря об истории, называть черное черным. Проще кричать про «очернение действительности». Ну как, наши деды боролись, воевали, отдавали жизнь! Да – наши деды боролись, воевали и отдавали жизнь. Но не все. * * * Материал вышел в издании «Собеседник» №41-2018 под заголовком «Драка за "Праздник"».

Драка за "Праздник": совместимы ли тема блокады и черный юмор?
© ИД "Собеседник"