Ещё
Покемон. Детектив Пикачу
Мультфильм, Приключение, Фэнтези
Купить билет
Джон Уик 3
Боевик, Триллер
Купить билет
Мстители: Финал
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Дом, который построил Джек
Триллер, Ужасы, Драма
Купить билет
Отпетые мошенницы
Комедия
Купить билет
Аладдин
Приключение, Комедия, Семейный
Купить билет
Зелёная книга
Биография, Комедия
Купить билет
Большое путешествие
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Гори, гори ясно
Фантастика, Ужасы, Драма
Купить билет
В метре друг от друга
Мелодрама
Купить билет
Миллиард
Боевик, Приключение, Комедия
Купить билет
Игрища престолов
Комедия
Купить билет
Маугли дикой планеты
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Миа и белый лев
Приключение, Семейный
Купить билет
Пылающий
Детектив, Драма
Купить билет
Братство
Триллер, Военный
Купить билет
Щенячий патруль и Нелла, отважная принцесса
Мультфильм, Приключение
Купить билет
Отель Мумбаи: Противостояние
Исторический, Триллер, Драма
Купить билет
Красивый, плохой, злой
Биография, Драма, Криминальный
Купить билет
Игры разумов
Биография, Детектив, Драма
Купить билет

«Прости-прощай, Одесса-мама»: Как Караченцов был Японцем для поляков 

Фото: Украина.ру
Одетый в модный костюм-тройку, с белоснежным шарфом на шее, в кремового цвета федоре Николай Караченцев оборачивается на причале, смотрит на покидаемый им город и произносит: «Прости-прощай, Одесса-мама. Нью-Йорк-папаша ждет меня».
Это — один из заключительных кадров польско-советского фильма «Дежа вю». Он снимался в 1989 году, а на экраны вышел уже в следующем — 1990 году. И тем удивительнее, что тогда, на волне «чернухи» и начинавшегося вала низкопробных комедий, в условиях, когда еще существовал СССР, но все советское, особенно в бывших странах Организации Варшавского договора, да и в самом Союзе уже вызывало отторжение, вышел фильм, в котором советская Одесса 20-х годов ХХ века изображена с легкой иронией, а местные милиционеры показаны не «кровавыми палачами», а крепкими профессионалами своего дела.
Караченцов играет в фильме не главную роль, однако без него комедия не была бы такой яркой. Именно он олицетворяет одесскую преступность. Главный антигерой — лидер преступного синдиката в Одессе Микита Ничипорук, которого играет Владимир Головин, все-таки скорее одесский американец, нежели американский одессит. А вот его подчиненный по прозвищу Японец, которого и сыграл Караченцов, одессит до мозга костей: бесшабашный и легкий в общении, он предпочитает избегать крайностей.
«Всех в таз, залить цементом и в море!» — командует Ничипорук Японцу. Он хочет расправиться с перевозившими его самогон людьми за то, что те выпили пятьсот бутылок, когда везли свой груз через холодную Аляску.
«Из-за бутылок в таз? Слушай, тебе тут не Америка. Если из-за каждых пятисот бутылок в таз, не с кем работать будет», — возражает своему боссу Японец.
Примечательно, что, невзирая на комедийность и авантюрность фильма, его создатели, в отличие от многих современных режиссеров, внимательно отнеслись к историческим событиям. Время действия фильма — 1925 год, когда в городе снимался «Броненосец Потемкин». При этом главный герой фильма — киллер мафии Джон Поллак, роль которого исполнил Ежи Штур, прибывает из Америки в Одессу на одном корабле с поэтом Владимиром Маяковским, который действительно в этом году посещал США.
Встречают Поллака сотрудники «Русфлота» — реально существовавшей в 1925 году организации, которая обладала госмонополией на продажу эмигрантских проездных билетов и занималась морскими перевозками.
Отдельная история с пароходом, на котором в Одессу в фильме прибывает уже второй американский киллер, чтобы расправиться со своим незадачливым предшественником. В роли парохода «Феодосия» сняли учебное судно «Экватор», которое находилось на стоянке Одесского яхт-клуба Черноморского морского пароходства — крупнейшего в Европе и одного из мощнейших в мире. После съемок фильма пройдет лишь несколько лет, и в независимой Украине пароходство де-факто прекратит свое существование.
А для киноведов фильм ценен и использованными киноцитатами. Так, в картине цитируется мировая и советская киноклассика — от «Крестного отца» и «Однажды в Америке» до «Невероятных приключений мистера Веста в стране большевиков», «Короля в Нью-Йорке», «Чапаева» и таких фильмов, как «Мы из Кронштадта», «Оптимистическая трагедия», «Броненосец Потемкин». Кстати, у всех гангстеров в фильме «киношные» фамилии: Де Ниро, Скорсезе, Пачино, Коппола, Де Пальма, Сталлоне.
Снимал фильм польский режиссер Юлиуш Махульский. Он вместе со своей женой Лизой, а также с Ежи Штуром, Николаем Караченцовым, Галиной Петровой, Виктором Степановым и рядом других знаменитых советских и польских актеров прибыл в Одессу в 1989 году. Кстати, среди «звездного десанта», высадившегося тогда в Одессе, была и жена Караченцова Людмила Поргина — она сыграла телеграфистку, а также сын Владимира Высоцкого Никита — в фильме ставший музыкантом-джазменом. Снялись в картине и местные одесские актеры.
О съемках в Одессе у всех участников картины остались самые теплые воспоминания.
«Одесса — это что-то особенное! Хорошее помнится долго. Тем более что сейчас я, можно сказать, снова испытал дежа-вю. Отель «Червонный» из фильма — тот самый «Бристоль», один из самых фешенебельных отелей Одессы, в котором я сейчас остановился. «Дежа вю» — фильм об американце во времена нэпа — в Советском Союзе воспринимался и теперь многими еще воспринимается как культовое кино. Российские зрители, например, считают, что «Дежа вю» — пронзительная, сатирическая картина их действительности. А это была своего рода гангстерская комедия — в таком жанре в то время в Польше еще не работали», — вспоминал спустя 22 года после съемок во время повторного визита в Одессу сыгравший главную роль в фильме Ежи Штур.
В этом интервью он тепло отзывается о Караченцове, о таланте которого он вспоминает.
Кстати, именно с Караченцовым связан и эпизод, который многими воспринимается как сатира над СССР образца 1989 года.
«Он падает. По нашему курсу 61 копейка — доллар», — говорит Японец, меняя американцу доллары на советские рубли.
Потом, когда Ничипорук узнает, что в его хлебную лавку — по сути офис, где он ведет свой нелегальный бизнес, наведывался американец и даже обменял там деньги, он начинает кричать на подручного.
«Ты что? Ты что? Я ему по нашему курсу поменял — один к одному», — сначала не понимает причину возмущения босса Японец.
Колоритный одесский бандит, в отличие от лидера местной преступности, скорбит об отсутствии мафии в Одессе.
«Хотелось бы, чтобы она у нас была. Но для этого надо очень много поработать!» — подчеркивает герой Караченцова, пытаясь доказать Ничипоруку, что никаких мафиози в Одессе нет.
Пройдет пара лет, и те времена, когда в Одессе не было мафии, местные жители будут вспоминать с ностальгией.
Тогда, в 1989 году, стоя на причале одесского порта, Караченцов прощался с «жемчужиной у моря». Сегодня он попрощался со всеми зрителями мира. Однако он, его яркие персонажи всегда будут жить в сердцах тех, кто любит кино и театр.
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео