Войти в почту

«Вложить душу». Ростовский мультипликатор о том, как создавать волшебство

Мультипликационное кино - удивительная и волшебная часть кинематографа. Впервые мир увидел анимационный фильм в 1892 году. Французский художник-изобретатель Эмиль Рейно продемонстрировал публике движущиеся картинки. В России особой любовью зрителя пользуются мультфильмы киностудии «Союзмультфильм». За более чем 80-летнюю историю компания выпустила более 1500 мультфильмов, среди которых «Малыш и Карлсон», «Ну, погоди», «Трое из Простоквашино» и многие другие. Сейчас российская мультипликация находится на подъёме. Мультсериалы «Фиксики», «Маша и Медведь», «Лунтик», «Смешарики» популярны во всем мире. На кануне Международного Дня Анимации, который отмечается 28 октября, режиссер-мультипликатор, преподаватель ростовского филиала ВГИК, мастер по классической рисованной анимации 2D Алексей Галкин рассказал «АиФ на Дону», как научиться одушевлять сказки. Все мы родом из детства Интерес к искусству мультипликации у художника Алексея Галкина стал проявляться в ранние годы. Первые сюжеты рождались на страницах рабочей тетради. Рисованные персонажи изображались в движении, герои попадали в забавные истории и приключения. Со временем рисунок эволюционировал в комикс и даже «заговорил» текстом в облачках (в комиксах такой прием называется «бабл»). Нередко одноклассники собирались около будущего мультипликатора и наблюдали за созданием «чуда», кто-то даже коллекционировали его рисунки. Ребенком Алексей смотрел передачу «Спокойной ночи, малыши!» каждый вечер, там показывали мультфильмы. Позже по телевизору стали транслировать мультсериалы анимационной студии «Дисней», которые сильно повлияли на мировоззрение режиссера. Вера Полывяная, «Аргументы и Факты - Ростов»: Алексей, как складывалась ваша творческая карьера? Алексей Галкин: В художественной школе я изучал живопись, графику, скульптуру. В последствии лепка помогла мне лучше чувствовать объём и расположение персонажей в пространстве. Профессионально рисунок и живопись я освоил в Нижегородском художественном училище. После защиты диплома поступил во Всероссийский государственный институт кинематографии им. С.А. Герасимова в мастерского режиссера Станислава Соколова на специальность художник анимационного фильма. Во ВГИКе я значительно расширил свой кругозор в искусстве анимации и заинтересовался мультипликацией. Набирался опыта в студии «Аником» (в настоящее время не существует) в должности художника-постановщика. Отрадно было видеть свои сюжеты на экране. Вместе с группой энтузиастов мы организовали творческое объединение «Пегас-комикс» и ежегодно выпускали журнал рисованных историй к фестивалю «КомМиссия». После окончания института я связал свою деятельность с видеоиграми. Работал в индустрии, пока не появилась возможность создавать мультфильмы. Сейчас я автор нескольких анимационных фильмов, отмеченных престижными наградами. Первый мультфильм «Песни бегемотов», выполнен в классической рисованной манере и основан на стихах детского писателя Тима Собакина. В 2017 году анимационная картина о приключениях семьи в параллельном фантастическом мире «И вот плывёт воздушный слон» завоевала приз Международного кинофорума «Золотой Витязь». - Расскажите, пожалуйста, с чего начинается мультфильм? Знаю, что это работа не одного дня. Только на один ваш 13-минутный фильм ушло три года, а на четырехминутный – девять месяцев. - Действительно, работа трудоемкая и длительная. Все начинается с сценария, продумывания образа, сюжета, каждый эпизод нужно раскадровать. После того, как сделал наброски, нужно каждый рисунок отдельно сфотографировать, чтобы потом объединить все кадры на компьютере и оживить картинку. Современная анимация использует наработки, сделанные нашими предшественниками. При создании полноценного мультфильма необходима студия с большими производственными мощностями и большая команда профессионалов. Авторские короткометражки может делать один или несколько человек. Я же свои ленты продюсирую, пишу сценарий, режиссирую, разрабатываю персонажей и художественное решение. Анимацию делают мультипликаторы, фазовку и заливку- фазовщики и заливщики. Со звуком работает звукорежиссер и композитор. К озвучиванию картины привлекаются актеры театра и кино. Чтобы стать мультипликатором, нужно уметь сочинять и рассказывать истории, владеть словом потому, что сценарий пишется на бумаге, необходимо развивать образное мышление, чтобы придумать персонаж. Конечно, важно уметь рисовать, а это уже включает в себя живопись и графику. То есть, мы мыслим линией, пятном, а если касается живописи, то мы должны понимать культуру цвета, колорит, плановость, чувство вкуса, наблюдательность. А еще необходимо иметь колоссальное терпение. Но самое главное в профессии мультипликатора - любить свою работу всем сердцем, ведь чтобы вдохнуть жизнь в картинку, нужно вложить в нее частицу собственной души. Дети это чувствуют. Сказка для взрослых и детей - А где можно научиться волшебству анимации? - Самый престижный ВГИК. Институт дает высшее образование и государственный диплом. При университете есть колледж, в котором обучают специалистов среднего звена. Студенты осваивают анимацию и делают экранные работы. В Санкт-Петербурге существуют аналогичные заведения. Кроме того, в Москве появились частные школы, гарантирующие высокий уровень подготовки. Там преподают специалисты из зарубежных анимационных студий. В Ростове-на-Дону четыре года действует филиал ВГИКа. У нас обучают режиссеров анимации и компьютерной графики. В этом году я набрал мастерскую и учу студентов делать фильмы. - Алексей, какие мультфильмы интересны зрителю? - Современный массовый зритель любит объемную компьютерную графику. Мультфильмы в формате 3D могут создать только крупные студии, например, «Дисней». Рисованной анимации в прокате мало, она транслируется на телевидении в виде мультсериалов. Авторские картины можно увидеть на фестивальных площадках. Такие работы интересны многообразием техник и необычностью художественного решения. - Какие анимационные фильмы считаются «классикой»? Что посоветуете к просмотру? - Классические мультфильмы — это работы, сделанные в классической манере. Профессионалы компании «Дисней» вывели двенадцать принципов анимации для получения выразительного мультфильма. Этот вид мультипликации требует помимо таланта, еще и терпения. Проще делать лимитированную анимацию, когда персонаж не требует виртуозной игры и плавного движения. К просмотру я бы рекомендовал смотреть шедевры студии «Союзмультфильм». Каждый мультик уникален своей эстетикой и творческим поиском. Качественный продукт выдают компании «Пиксар» («История игрушек», «Корпорация монстров», «Валли») и «Cartoon Saloon» («Тайна Келлс» и «Песнь моря»). Из объёмно-кукольной анимации советую картины студии «Laika» («Королина в стране кошмаров», «Паранорман»), также достойные работы выдаёт Уэс Андерсон («Бесподобный мистер Фокс, «Остров собак») и полнометражный мультфильм моего художественного руководителя «Гофманиада». Станислав Соколов всю жизнь занимался кукольной анимацией. Мультфильм находился на стадии производства на студии «Союзмультфильм» семнадцать лет. Он снят по мотивам сказок немецкого писателя эпохи романтизма Эрнста Теодора Гофмана. Сейчас его можно посмотреть в кинотеатрах. - Японские анимационные фильмы (аниме) пользуются популярностью у молодежи, как вы относитесь к этому направлению? -Действительно, японские мультфильмы очень популярны в подростковой среде. И не удивительно, зачастую главными героями аниме выступают персонажи молодого возраста и с похожим набором проблем. В таких работах дети противопоставляют себя миру взрослых, самоутверждаются, ищут свой путь. Это основа большинства фильмов в стиле аниме. Я не совсем понимаю отечественных авторов, которые пытаются подражать такому стилю. Шаблонность и вторичность мало кого привлекает. Сам я не часто смотрю аниме, но классические и нашумевшие картины видел, например, «Акиру» и «Афросамурай. Воскрешение». Очень достойные работы. Режиссер Хаяо Миядзаки делает шедевральные картины. Их можно пересматривать в любом возрасте и каждый раз открывать для себя что-то новое. А вообще японская анимация оказывает большое влияние на мировую анимационную индустрию. - Алексей, а как обстоят дела с мультипликацией в Ростове-на-Дону? - В Ростове пока нет анимационных студий, но есть игровые. Филиал ВГИКа существует четыре года и еще не выпускал специалистов. Можно сказать, что ростовская школа находится в начале своего развития. В дальнейшем мультипликаторы могут работать удаленно на любую студию. Такой опыт показывает хорошие результаты. К примеру, над новым «Простоквашино» трудятся десятки художников, находящихся в разных странах. Как оказалось, в современной индустрии – проектов много, мультипликаторов – мало. - Откуда черпаете идеи для своих мультфильмов? - Вдохновение приходит из жизни. Каждый режиссер должен быть очень чутким и наблюдательным. Помимо мультфильмов меня интересуют книги и музыка. Для меня очень важно находиться в творческой среде. Общение с людьми из мира искусства вдохновляет и позволяет «быть на волне». - Может дадите совет начинающему художнику? - Развивайте воображение. Есть художники, которые срисовывают с натуры, а есть те, кто рисует. Для этого необходимо расширять кругозор, быть наблюдательным, анализировать, иметь свое мнение. В плане наработки техники рисования помогут интенсивные тренировки. Со временем рука становится надежным инструментом и рисунок становится крепче. Рисуйте больше набросков. Можно рисовать линией или пятном, но лучше изображать персонажей в движении. Мультипликатору это обязательно понадобится. И не бойтесь перетрудиться.

«Вложить душу». Ростовский мультипликатор о том, как создавать волшебство
© АиФ Ростов