Good Taste Makes Bad Taste: необычные стороны творчества Питера Джексона
Питер Джексон известен большинству как автор многомиллионных голливудских блокбастеров "Властелина колец", "Хоббита", "Кинг-Конга" За такими громкими проектами легко не заметить остальное творчество талантливого новозеландца а ведь оно не менее, а то и даже более любопытно, чем его американские проекты. Поэтому в честь 57-го дня рождения Питера Джексона мы решили рассказать вам о необычных сторонах этого удивительного режиссёра. Режиссёр-энтузиаст Сейчас мы знаем Питера Джексона как режиссёра одной из крупнейших голливудских франшиз, человека, перед которым давно открыты двери любой студии-гиганта. Кажется, Джексону только надо появиться на пороге какого-нибудь Universal или Warner Bros., как его тут же закидают предложениями о работе. Такого признания Питер добился целиком и полностью своими силами, и начинал он, что называется, с самых "низов". С самого детства Джексон снимал маленькие фильмы на родительскую камеру, постоянно что-то мастерил на чердаке фамильного дома, создавал удивительные анимационные короткометражки, снятые в технике stop-motion. А в 1983-м Питер, будучи студентом, решил снять экшен-комедию о вторжении инопланетян без какой-либо финансовой поддержки со стороны. Пять лет он каждые выходные выезжал со своими друзьями на съёмки, которые сам же и оплачивал на отложенные деньги со стипендии. У него не было никакого сценария, лишь общее представление об истории пришельцев, которые прилетели на Землю, чтобы перевести людей на галактический фастфуд. Сначала Питер задумывал "Инопланетное рагу" как короткометражку, но в процессе съёмок фильм сам "вырос" до полного метра уж слишком много идей было у молодого режиссёра. Для съёмок "Инопланетного рагу" Питер Джексон самостоятельно смастерил операторские кран и стэдикам, а сложные маски пришельцев выпек в маминой духовке. Кроме того что он снял, срежиссировал и смонтировал фильм, Джексон ещё и появился в картине сразу в двух ролях безумного учёного и одного из инопланетян. Причём в фильме есть сцена, когда оба персонажа активно взаимодействуют друг с другом дерутся на скалистом обрыве. Удивительно, каких усилий ему стоила эта сцена, учитывая, что главное отличие героев состоит в наличии/отсутствии бороды (которую между дублями вряд ли получится отрастить). И, что важнее, какая же активная должна быть фантазия, чтобы настолько сложную постановку полностью продумать у себя в голове, без сценария и банальных раскадровок. Отличная документалка о том, как молодой Питер Джексон делал свой дебют. Фантазия ключевое слово для "Инопланетного рагу", да и всего раннего Джексона в целом. На совершенно незамысловатый сюжет здесь нанизано такое количество забавных находок и изобретательных сцен в основном, конечно, красочных сцен убийств, что про историю в какой-то момент просто забываешь. Да и зачем она нужна, когда на экране происходит такое трэш-безумие, что не снилось даже Ллойду Кауфману и всей студии Asylum, вместе взятым? В мире Джексона нет места скучной драматургии: только кровь, кишки, хардкор и выпадающие из головы мозги, которые можно смотать изолентой и идти дальше воевать с пришельцами. Несмотря на очевидную жанровость и специфичность "Инопланетного рагу", Джексону удалось продать фильм в несколько стран на Каннском кинофестивале, а также получить поддержку от Новозеландского фонда кино под конец производства фильма. Из обычной студенческой безделушки вырос полноценный дебют режиссёра, чей энтузиазм не угаснет даже спустя пару десятков лет. Ведь даже перед производством "Властелина колец" Джексону пришлось самостоятельно, не полагаясь ни на кого, отстаивать проект ни одна из ведущих студий не хотела им заниматься. Джексон со своей женой Фрэнсис Уолш написал сценарий по книге Толкиена и долго обивал пороги студий, пока Legendary Pictures наконец не приютила новозеландского режиссёра. Не будь он таким настойчивым, кто знает, может, мы никогда и не увидели бы приключения Фродо на большом экране. Режиссёр-комедиант Питер Джексон далеко не первое имя, которое всплывает, когда вы слышите фразу "комедийный режиссёр". А ведь у новозеландца прекрасное чувство юмора, которое особенно заметно в его ранних работах. Сразу после "Инопланетного рагу" он снял "Познакомьтесь с Фиблами" своеобразную пародию на "Маппетов" и сатиру на шоу-бизнес в целом. Сатиру эту тонкой не назовёшь, наоборот: "Фиблы" кино максимально прямолинейное, ударное, не оставляющее зрителю ни единого шанса передохнуть от различного рода мерзостей и чёрного (очень чёрного!) юмора. Сочетание кукольных героев и очень яркого изображения насилия рождает физически неприятное изображение но Джексон, в общем-то, этого и добивался. "Фиблы" с большим отрывом его самый отвязный и дикий фильм, совершенно не щадящий тонкую натуру аудитории. И, конечно же, очень смешной: чего стоит одна сюжетная линия ножеметателя-крокодила, который сидит на героине и постоянно ловит вьетнамские флешбэки с отсылками на "Охотника на оленей". Или музыкальный номер "Содомия", в которой лис поёт о том, как клёво заниматься, ну, содомией, параллельно с тем, как героиня-бегемотиха устраивает резню за кулисами. Эх, ну ведь умели раньше делать кино! После "Фиблов" Джексон снял завершение своей неназванной трэш-трилогии хоррор-комедию "Живая мертвечина" о человеке, чья мать случайно становится зомби. Но вместо того, чтобы спокойно убить родителя, не дав инфекции распространиться дальше, герой пытается "успокоить" мать и всех, кого она заразила, сажает их в подвал, колет седативами и даже выгуливает их зомби-ребёнка, который рождается после... ну, в общем, догадайтесь сами. В "Живой мертвечине" Джексон добился, пожалуй, идеального баланса между безумием и изобретательностью ранних работ с полноценной сценарной проработкой, которая даст фору многим якобы более серьёзным фильмам. Теперь литры крови и килограммы кишок (а говорят, что финальная сцена ленты чуть ли не самая жестокая сцена в истории кино вообще) существуют на экране не просто так, а в качестве проводника для истории о человеке, который стал жертвой травмирующей материнской гиперопеки. Финальная битва с выросшей в несколько раз зомби-матерью, которая пытается буквально вернуть героя обратно в утробу гениальная в своей простоте метафора, чей образ вы запомните надолго. И да, несмотря на ещё сильнее возросший уровень насилия и жести (блуждающие сами по себе кишки это мощно), фильм остаётся удивительно лёгким к восприятию и невероятно смешным. Режиссёр-драматург Закончив с откровенным трэшем, Джексон снимает отличную драму "Небесные создания", которая и приносит ему первое всемирное признание фильм о паре девочек-подростков, задумавших убить мать одной из них, номинируется на "Оскар" за "лучший сценарий". Здесь Джексон впервые использует свою фантазию не во благо практических эффектов и изобретательного насилия (хотя никто и не был против), но чтобы построить удивительный мир воображения главных героинь, которые постоянно витают в облаках и живут в какой-то своей обособленной вселенной. На съемках фильма «Небесные создания» "Небесные создания" дали понять, что постановочный талант Питера в серьёзных драмах чувствует себя так же уверенно, как и в разудалых трэш-комедиях. А его отличительные режиссёрские "фишки" вроде любви к голландским углам и сверхкрупным планам отлично подходят не только сумасшедшим сценам убийств, но и эпизодам, где нужно передать тонкий психологизм героев. Именно после "Небесных созданий" Джексона заметили в Голливуде Роберт Земекис позвал его снимать хоррор-комедию "Страшилы" (дал, так сказать, вспомнить юность), а уже потом Питер добился прав на экранизацию "Властелина колец". Кто бы мог подумать, что автором самой громкой и масштабной фэнтези-саги в истории кино станет человек, снимавший инди-драмы и откровенный трэш? Режиссёр-(псевдо)документалист Питер Джексон продолжает экспериментировать с жанрами и через год после "Небесных созданий" снимает самый экспериментальный фильм в своей карьере. Мокьюментари "Забытые киноленты" о несуществующем новозеландском режиссёре Колине МакКензи, который и звук в кино первый добавил, и цветное кино первым снял, и крупные планы с тележками для съёмки изобрёл. Но затем, по странному стечению обстоятельств, все его работы были утеряны, и только теперь, силой самого Джексона и его друзей-кинематографистов, наследие Колина МакКензи наконец-то получит своё признание. "Забытые киноленты" отличное мокьюментари, в котором очень забавно обыгрывается вся история раннего кино сквозь одну фигуру режиссёра-неудачника. МакКензи здесь и Люмьеры, и Чарли Чаплин, и Дэвид Уорк Гриффит в одном лице, образ, который как бы самим своим существованием олицетворяет могучее искусство кино. И что самое смешное в "Забытых кинолентах" на момент выхода зрители действительно поверили фильму, замаскированному под типичную телевизионную документалку. Кто-то даже требовал поставить МакКензи памятник в центре Веллингтона как человеку, внёсшему неизмеримый вклад в культуру Новой Зеландии и всего мира. Сейчас, кажется, Питер Джексон немного устал от кино по крайней мере, кино игрового. Следующим его проектом станет документальный фильм "Они не состарятся" о событиях Первой мировой, собранный из отреставрированных и раскрашенных архивных съёмок тех лет. А затем новозеландский мэтр планирует отреставрировать в формат 4к свои ранние работы вряд ли кто-то мечтал увидеть "Живую мертвечину" и "Инопланетное рагу" в огромном разрешении, но звучит как минимум интригующе. В любом случае остаётся надеяться, что Питер Джексон соберётся с силами, накопит новых идей и вновь ударит по Голливуду, да так, что звон будет стоять до самого Веллингтона. Ну и наконец-то снимает сиквел "Инопланетного рагу", а то ведь интересно как он там, долетел до планеты пришельцев или нет?!