Королевская ночь
«Для меня песня – как футболка. Надел, поносил, выбросил… Всё то, что я написал раньше, остаётся в прошлом. Я стараюсь забыть о старых песнях…» Фредди Меркьюри.Вышедшему 1 ноября 2018 на экраны фильму «Богемская рапсодия» уже досталось от российских кинокритиков: «Если это не провал, то что?», «Расподия» напрочь лишена каких-либо острых углов», «одномерный и во многом поверхностный нарратив», «шоу двойников»… Но если бы это было только шоу двойников, то и говорить было бы не о чем.«Отпусти меня!»Беда в том, что сделать неплохой художественный фильм о такой группе как Queen – мало. Желательно снять что-нибудь сногсшибательное, в духе самой группы, которая многократно переходила границы дозволенного шоу-бизнесом, и потому стала знаменитой.Самая могучая композиция английской группы Queen «Богемская рапсодия» начинается со слов: «Это реальность или фантазия?» Фильм с тем же названием не реальность и не фантазия. Это всего лишь фильм. Обыкновенный фильм. Добросовестное перечисление некоторых биографических фактов, укладывающихся в примерно пятнадцать лет жизни Фредди Меркьюри (его играет Рами Малек), Брайана Мэя (Гвилим Ли), Роджера Тейлора (Бен Харди) и Джона Дикона (Джо Марцелло).Для тех, кто не знаком подробно с творчеством Queen, этого вполне достаточно. Внятный (прямолинейный?) сюжет. Знаменитые хиты.«Отпусти меня!», - поёт Фредди в «Богемской рапсодии». Но создатели фильма не отпускают. Они его контролируют. Как бы оживший Фредди не сделал чего-нибудь недозволенного. И дело не в отсутствии каких-то значимых или скандальных биографических фактов (они-то как раз присутствуют, хотя фильм теперь критикуют из-за то, что он «обошёл острые углы»). Нет, фильм острые углы не обходил. Он их слегка задевал. Проблема в другом. Кино получилось слишком приземлённым. Музыка и картинка не дополняют друг друга.Создатели фильма, который снимался не без трудностей, выполнили программу-минимум, обозначив всё что можно, включая болезнь Фредди Меркьюри СПИДом. Однако сама группа Queen старалась всегда выкладываться по максимуму и постоянно удивлять. В том числе создавая видеоряд. У Queen неординарные клипы. Эти музыканты вообще были склонны к яркой визуальной подаче. И это вроде бы предполагает, что художественный фильм о группе Queen, вышедший на экраны в 2018 году, должен ориентироваться на то, что Фредди Меркьюри так любил.Кадр из фильма «Богемская рапсодия». Крайняя справа – Мэри Остин (Люси Бойнтон).Но ничего подобного не происходит, что особенно заметно в заключительной части фильма, которая, по сути, превращается в пересъёмку знаменитого выступления во время благотворительного концерта 1985 года на стадионе «Уэмбли».Очевидно, что фильм снимали разные режиссёры (в афишах режиссёром фильма значится Брайан Джей Сингер – один из рекордсменов США по числу секс-скандалов). Один режиссёр начинал, другой продолжал, третий подразумевался… Тем важнее, что такое кино не развалилось и дожило до мировой премьеры. Юные девушки в зале кинотеатра танцевали прямо сидя в креслах. Они родились спустя много лет после смерти Фредди Меркьюри, но для них музыка Queen по-прежнему актуальна.«Ты же просто надутый пузырь»Самый известный альбом Queen «Ночь в опере» 1975 года начинается с «хэви-металлического танго» Death on Two Legs («Двуногая смерть» или в других переводах: «Смерть на своих двоих», «Ходячая смерть»). Лирический герой ругается: «Ах ты старый осёл // со своими тупыми правилами, // со своими ограниченными друзьями - дураками высшего дивизиона…// Ведёшь себя, как акула большого бизнеса, // Но ты же просто надутый пузырь, // Шелудивый пёс…». Чувствуете разницу между акулой и пузырём акулы? Песня посвящена бывшему менеджеру Queen Джеку Нельсону. С тем же успехом её можно было посвятить многим другим «знатокам» музыки, уверенно говорившим, что творчество Queen для публики слишком сложно.Народ не поймёт, народу это не нужно… Сколько таких фраз было сказано по разным поводам за историю человечества?Чем больше надутый пузырь, тем быстрее он лопнет.Один из таких «пузырей» слышит написанную не без влияния больших опер (в фильме звучит музыка Бизе из оперы «Кармен») «Богемскую рапсодию» и приходит в уныние. Дескать, это «псевдооперная панихида, составленная из бессмысленных слов…».Мы наблюдаем конфликт ограниченных с неограниченными. Музыканты Queen в фильме показаны бунтарями-отщепенцами. Но это ненасытные отщепенцы. Им всё мало. Они мирные завоеватели. Им нужно мировое господство. Мирное мировое господство. Они разрушители границ, в том числе границ между жанрами. Кабаре, рок-н-ролл, опера, оперетта, блюз, скиффл, фанк… Всё что угодно.Забавно, но среди интеллектуалов, в том числе советских, принято было относиться к творчеству Queen с лёгким презрением – за их стадионный пафос, всеядность и заигрывание с «народными массами». До сих пор, чтобы не прослыть вульгарным, в определённом кругу лучше в любви к творчеству Queen не признаваться.Меркьюри, Мэй, Тейлор и Дикон всегда оказывались между двух полюсов, не примыкая ни к одному из них. Как оказалось, это и была золотая или платиновая середина.Кадр из фильма «Богемская рапсодия». Фредди Меркьюри (Рами Малек), Брайан Мэй (Гвилим Ли).В «Богемской рапсодии» по одну сторону - шелудивые псы, а по другую - кошки Фредди (они играют в фильме важную, хотя и эпизодическую роль). Не зря же на посмертном альбоме Queen прозвучала жизнерадостная вещица Delilah («Далила»). Фредди обожал котов. Последних котов Фредди Меркьюри звали по-библейски: Голиаф и Далила. «Ты безраздельно хозяйничаешь в моём доме, // Ты даже пытаешься отвечать на мои телефонные звонки. // Мяу, мяу, мяу! Далила // Я люблю тебя, Далила! // О, ты делаешь меня таким счастливым…».Свой первый сольный альбом Mr. Bad Guy Фредди посвятил котам предыдущего поколения: «Моим котам Оскару и Тиффани и всем котолюбам во Вселенной».Чтобы кино получилось не таким приземлённым, наверное, ему как раз и не хватило какой-то «котообразности», похожей на неуловимую улыбку Чеширского кота.У того самого Чеширского кота из «Алисы в стране чудес» есть высказывание, которое очень соответствует мировоззрению эгоцентрика Фредди Меркьюри: «Понимать меня необязательно. Обязательно любить и кормить вовремя».«Для нас не существовало ничего недоступного»Сквозная линия жизни группы Queen сформулирована в знаменитой заводной песне Джона Дикона I want to break free - «Я хочу освободиться» (вырваться на свободу). Даром что ли эту песню проклинали за «попсовость». «Мы записывали самые разные инструменты, от оркестровой тубы до расчёски, - говорил Фредди Меркьюри о начале карьеры. - Для нас не существовало ничего недоступного». Это одна из главных причин успеха группы, ставшей нарушителями границ.Кадр из фильма «Богемская рапсодия».Самым неистовым оказался Фредди. В жизни Фарух Бульсара, переродившийся во Фредди Меркьюри, делал примерно то же, что и в творчестве. Он хотел попробовать всё. Но жизнь и искусство не одно и то же. В какой-то момент границы оказались настолько размыты, что он раньше срока освободился от жизни.В фильме есть несколько пружин, которые в полной мере не срабатывают. Видимо, авторы, действовавшие под чутким контролем Брайана Мэя и Роджера Тейлора, боялись обжечься. Поэтому, чтобы избежать излишних потрясений, в этом фильме часто использовали клише, характерные для фильмов-биографий.Американский критик Оуэн Глейберман написал о «Богемской рапсодии»: «Фильм, который скитается по событиям, а не погружается в них».И всё-таки в фильме есть одна сюжетная линия, которая вместе с музыкой спасает «Богемскую рапсодию». Это история взаимоотношений Фредди Меркьюри и Мэри Остин (Люси Бойнтон).Кадр из фильма «Богемская рапсодия».Как говорил Фредди, «может быть, я притягиваю к себе не тех людей». Часто он отталкивал тоже не тех людей, и спасением ему была та, кто не предала его – Мэри Остин. В этом фильме есть как минимум две роли, которые можно отметить: роль в исполнении Люси Бойнтон и роль Бена Харди (он сыграл барабанщика и обладателя фальцета Роджера Тейлора).«Я встретил Мэри в 1970 году, и с тех пор у нас прекрасные отношения, - вспоминал Фредди Меркьюри. - Я был с ней близок, как ни с кем иным. Мы прожили вместе семь лет, я её по-прежнему люблю». Это была главная любовь в жизни фронтмэна Queen – несмотря на все его последующие безумные разносторонние увлечения, приведшие к смерти в 45 лет. И авторам фильма надо было как-то это показать. И они показали, противопоставив бескорыстную Мэри самому неприятному герою – менеджеру и авантюристу Полу Прентеру (его играет Аллен Лич). Чем известнее и богаче становится человек, тем больше вокруг него появляется тех, кто хочет за счёт знаменитости поживиться. Пол Прентер, умело мешавший правду с вымыслом, следуя классификации средневекового демонолога Бинсфельда, стал для Фредди Меркьюри демоном-искусителем – кем-то средним между Асмодеем и Мамоной.Именно Мэри Остин сообщила родителям Фредди о смерти сына.Кадр из фильма «Богемская рапсодия».Но в таких фильмах, как «Богемская рапсодия», герои не умирают. Фредди говорит, что готов «сгореть в такой работе, но свет будет божественным». В сущности, это и есть краткий пересказ фильма. Он о том, как огонь сжигает художника изнутри, но свет этого огня освещает многим людям путь. Иными словами это сказано в прощальной песне Queen: The Show Must Go On («Шоу должно продолжаться»). В сущности, это оптимистическая песня: «Сердце готово разорваться на части, // Грим, похоже, уже потёк, // Но на губах по-прежнему царит улыбка…»***В фильме «Богемская рапсодия» звучит фраза: «Все хотят получить немного Меркьюри». Действительно, и при жизни, и после смерти если не все, то многие хотели получить немного Меркьюри. В том числе и мы, зрители нового фильма. Что ж, мы его получили. Немного.Чтобы оперативно получать основные новости Пскова и региона, подписывайтесь на наши группы в «Телеграме», «ВКонтакте», «Яндекс.Дзен», «Твиттере», «Фейсбуке» и «Одноклассниках»